Евгений Антонов: Социализм и патриотизм

Популяции французских миллионеров угрожает исчезновение. Богачи покидают страну, опасаясь введения с нового года 75%-ного налога на сверхвысокие доходы. Этот налог во время предвыборной кампании пообещал избирателям нынешний президент, социалист Франсуа Олланд. За сверхналоги на сверхбогатство выступает большинство французов, а их поддержка жизненно важна президенту для претворения в жизнь амбициозной экономической программы.

«У моего истинного врага нет имени, нет лица, нет партийной принадлежности: это мир финансов», – сказал в январе Олланд и через четыре месяца был избран президентом. «Налог на доход свыше 1 млн евро должен составлять 75%, потому что иметь такие зарплаты невозможно», – пояснил он.

Олланд вел свою кампанию как «анти-Саркози» и стал первым французским президентом-социалистом за 17 лет, после того как в 1995 г. этот пост оставил Франсуа Миттеран. «Я поставил цель: стать долгожданным наследником Миттерана», – провозгласил Олланд, выступая 1 мая перед своими сторонниками. Миттеран подарил стране огромное число социальных благ. При нем пенсионный возраст снизился до 60 лет, отпуска с четырех недель выросли до пяти, а те, у кого нет средств к существованию, начали получать минимальный реабилитационный доход. У Олланда планов не меньше. Повышенный при Саркози пенсионный возраст Олланд вновь снижает до 60 лет. Президент обещает создать для молодежи 150 000 новых рабочих мест.

Щедрость Миттерана обошлась стране недешево. Госдолг за время его правления с 1981 по 1995 г. вырос в 6 раз, безработица – вдвое. Олланд же обещает проблемы в экономике не создавать, а, наоборот, решать. Очень богатые должны будут платить 75% налога вместо нынешних 48%, менее богатые (кто зарабатывает более 450 000 евро) – 45%.

«Все логично, – говорил легенда французского и мирового футбола Зинедин Зидан в беседе с Le Monde. – Видите же, что творится с экономикой. Они просто хотят взять денег у тех, у кого они есть». Спортивному директору мадридского «Реала» и миллионеру Зидану легко говорить – он платит налоги в Испании. А вот легендарный французский велогонщик Бернар Хино – во Франции, и он выражается иначе: «Теперь из четырех раз, что ты жмешь на педали, за три деньги получает правительство».

Хотя публично ни один из французских нуворишей пока не признался, что намерен оставить страну, косвенные индикаторы подтверждают, что бегство богачей из Франции идет полным ходом.

Агентство недвижимости Sotheby’s Realty приводит цифры: с апреля по июнь ее французский офис продал более 100 объектов собственности стоимостью более 1,7 млн евро каждый. Глава офиса Александр Крафт говорит The Telegraph: «Большое количество богатых французских семей покидают страну в ответ на инициативы нового правительства».

Потирают руки и риэлторы в Лондоне и Нью-Йорке. С начала года спрос на лондонские дома стоимостью выше 5 млн фунтов со стороны покупателей из Франции вырос на треть. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон высказался вполне откровенно. «Думаю, это неправильно иметь совершенно неконкурентный уровень налогов, – заявил он на июньском саммите «двадцатки» в Мексике. – Если Франция установит верхнюю планку налога в 75%, мы раскатаем красную ковровую дорожку перед французскими бизнесменами. Они могут платить налоги у нас и финансировать нашу систему здравоохранения, школы и все остальное».

Социалист Олланд пообещал вывести Францию из экономического кризиса, не прибегая к драконовским сокращениям госрасходов. Уже в следующем году президент хочет сократить бюджетный дефицит до 3% (сейчас – 5,2%), а к 2017 г. и вовсе его ликвидировать. Осталось понять, как он этого добьется.

Счетная палата рекомендует уже в этом году сократить дефицит бюджета на 6–10 млрд евро, а в будущем – на 33 млрд. В противном случае Парижу грозит перспектива оказаться в эпицентре кризиса евро.

Социалисты планируют увеличить налоговые сборы на 7,2 млрд евро, но лишь треть этой суммы принесут богатые французы и крупные компании. Без непопулярных мер так или иначе не обойтись. Повышение налога для богатых – его поддерживают 60% французов – способно подсластить для остальных избирателей горечь пилюли, которую придется принять им самим. По некоторым оценкам, под 75%-ный налог во Франции подпадет лишь около тысячи человек.

Вопрос в том, правильно ли социалисты оценивают ситуацию. Арманд Грумберг из юридической фирмы Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom говорит The Economist, что ряд крупных французских компаний и богатых семей думают сейчас только о переезде. В первую очередь покинуть Францию могут крупные банки и международные юридические фирмы.

Вероятность этого возрастет еще больше, если давление на эти компании начнут оказывать иностранные акционеры. Председатель правления фармацевтической компании Sanofi Серж Файнберг говорит: «Американские, немецкие и ближневосточные акционеры не будут терпеть ситуацию, когда они не смогут нанять лучший менеджмент из-за французской налоговой системы». Это серьезная опасность для Олланда – на конец 2010 г. иностранцы контролировали 42% акций французских компаний, входящих в состав ведущего французского биржевого индекса САС 40.

«Я вполне уверен в том, что это станет настоящим налоговым шоком, – заявил The Washington Post бывший министр финансов Франсуа Баруэн. – И я вполне уверен в том, что многие люди, у которых есть деньги, ищут возможность уехать из Франции». В администрации Олланда верят, что не все на свете мерится деньгами. «Среди французских боссов есть патриоты, – уверен министр по европейским делам Бернар Казенове. – Многие меры, которые мы принимаем, направлены на привлечение инвестиций и поддержку бизнеса во Франции».

Насколько ставка на патриотизм оправдается, станет ясно совсем скоро. Налоговые инициативы Олланда контролируемый социалистами парламент начнет обсуждать в сентябре.