Роман Шлейнов: Неудача Березовского – прецедент, опасный для «крыш»

В пятницу Борис Березовский проиграл свой главный процесс – против Романа Абрамовича. Его ситуация напоминает сцену из известного советского фильма «Берегись автомобиля», где зять отстаивает перед тестем свое право на дачу: «Это моя дача. Числится вашей...» «А ты докажи! – отвечает тесть. – Ты вообще живешь на свете по доверенности. Машина – на имя жены, дача – на мое имя. Ничего у тебя нет. Ты – голодранец». И заканчивает: «Все-таки надо тебе дать коленом!»

Некогда всесильный Березовский владел долями в «Сибнефти» и «Русале» настолько тайно, что когда его политическое влияние кончилось (а желание вести привычный образ жизни сохранилось), то не смог доказать сам факт владения и остался на старости лет без денег. А ведь его «партнер» Роман Абрамович был ему преданным и всем обязанным другом.

Владимиру Путину и его окружению не стоит радоваться поражению Березовского. Спустя какое-то время они сами могут оказаться, как говорят англичане, «в его башмаках».

Многие ли нынешние властные фигуры в России могут без труда документально подтвердить, что владеют долями в компаниях своих предприимчивых друзей? Или все же, как говорила о Березовском и Абрамовиче судья Элизабет Глостер, имеют место сложные «устные договоренности»?

Положение незавидное. Зафиксировать владение долей в компании, даже с использованием самой сложной офшорной схемы, – значит оставить след и жить в вечном страхе перед утечкой документов, публичным скандалом, а в перспективе – кто знает? – уголовным делом.

Не оставлять следов на бумаге означает риск потерять все, лишившись власти.

Неудача Березовского – опасный для «решальщиков» и крыш прецедент. Для госбанкиров, получающих тайные доли в бизнесах в обмен на кредиты. Для топ-менеджеров госкомпаний и чиновников, имеющих скрытые интересы в различных бизнесах. Английский суд отказался легализовать эти тайные доли.

Неизвестно, будет ли когда-нибудь в Лондоне процесс «Путин против друзей». Но по итогам нынешнего разбирательства ясно, что даже кажущиеся самыми преданными «друзья» запросто могут «дать коленом».