Дмитрий Казьмин: 500 дней до Олимпиады в Сочи

За 500 дней до Игр в Сочи оргкомитет объявил официальный слоган Олимпиады: «Жаркие. Зимние. Твои». По-английски это звучит Hot. Cool. Yours. Слова hot и cool многозначны. Они обещают зарубежным гостям не только контраст южного климата и зимних видов спорта, но и «модность», «актуальность», «сексуальность» и общую «клевость» предстоящего мероприятия.

В то, что будет «клево», пока верится с трудом. Да, деньги потрачены огромные: по неофициальным данным от чиновников, в совокупности 1,4 трлн руб. Но опыт саммита АТЭС во Владивостоке (650 млрд руб.) уже разбил миф про «бабло, побеждающее зло». Дороги не доживают даже до конца форума, часть зданий недостроена, а ремонт фасадов на главных улицах лишь сильнее оттеняет запустение в соседних переулках. Не зря появился анекдот, что строители олимпийских объектов в Сочи очень рассчитывают на конец света в 2012 г.

Мегапроекты реализуются так, как будто большевики берут власть: почта, телеграф, вокзал или – в случае с Сочи – аэропорт, дорога, стадион. Станет ли город более удобным для его постоянных жителей, будет ли в нем комфортно простым туристам? Организаторы уделяют много внимания выбору талисмана, но совершенно непонятно, сколько будут стоить отели среднего класса, что будет с доступностью спортивных объектов, ценами на питание, внутригородской экологией, наконец, обликом города. Причем не только во время Олимпиады, но и после нее.

Станет ли город своим для его гостей, прежде всего иностранных, которых организаторы планируют «привязать» к месту с помощью Олимпиады? Захотят ли они вернуться туда после Игр? Положительный ответ на эти вопросы станет самой лучшей оценкой стараний организаторов, тогда им простят все недочеты. Пока же те, кто побывал в Сочи, жалуются на невероятно дорогие отели при низком качестве, плохое качество еды при опять-таки высоких ценах, удивляются вырубке деревьев и беспорядочной многоэтажной застройке. Вот уже заводят уголовные дела на главного архитектора города за незаконные разрешения на многоэтажную застройку.

Если организаторы хотели отметить круглую дату – 500 дней, стоило представить программу, аналогичную «500 дням» Шаталина – Явлинского о переходе от плановой к рыночной экономике: в случае с Сочи – от постсоветского санатория к современному отелю. А если решили с помощью слогана послать сигнал аудитории, то стоило бы вспомнить о девизе Барселоны-1992: «Друзья навсегда». Этот город, кстати, лучше других использовал возможности Олимпиады для развития туризма.