Ирина Резник: Что не поделили Сечин с Тимченко

В этом году Сечин покинул госслужбу и возглавил нефтяную компанию «Роснефть». Тимченко же стал все больше времени проводить в России, активно покупать отечественные активы и акции и вкладываться в реальный сектор. Некоторым знакомым Тимченко даже рассказал, что подумывает вообще перебраться жить в Россию. Осенью конфликт между Тимченко и Сечиным вышел в публичную плоскость. Причем пока Сечин ведет со счетом 2:0

Двум медведям тесно в одной берлоге. Эта поговорка невольно приходит на ум, когда наблюдаешь за непростыми отношениями двух старинных питерских знакомых Владимира Путина: главы «Роснефти» Игоря Сечина и нефтетрейдера Геннадия Тимченко.

Пока Сечин был чиновником, а Тимченко торговал российской нефтью за границей, проводя большую часть времени в Швейцарии, никаких серьезных разногласий между ними (по крайней мере, публично) не возникало. Лишь иногда в узком кругу Сечин высказывал недовольство, что он вкалывает как папа Карло день и ночь на госслужбе, а Тимченко может позволить себе жить легальным миллиардером.

В сентябре Gunvor Тимченко впервые за много лет не смогла добиться права торговать нефтью «Роснефти», уступив в ее полугодовом тендере (на 2013 г.) Vitol, Glencore и Shell. Gunvor также проиграла годовые тендеры «Сургутнефтегаза» и ТНК-BP (которую собирается поглотить «Роснефть»).

На минувшей неделе стало известно, что «Роснефть» заключила 25-летний контракт стоимостью свыше $100 млрд с «Интер РАО ЕЭС» на поставку до 35 млрд куб. м газа в год начиная с 2016 г. Так Сечин увел крупного клиента у Тимченко, ведь сегодня главный поставщик энергохолдинга – «Новатэк», продающий «Интер РАО» четверть добываемого газа (около 14 млрд куб. м в год). К 2016 г. «Роснефть», по подсчетам экспертов, сможет добывать около 55 млрд куб. м газа в год и станет вторым после «Новатэка» независимым поставщиком газа. И Сечин уже начал критиковать газовые планы Тимченко, который назвал логичной отмену в будущем экспортной монополии «Газпрома». «Я полагаю, что люди, которые так ставят вопрос, не правы», – заявил Сечин The Wall Street Journal, назвав Тимченко одним из тех, «кто хочет получать сверхприбыли, экспортируя газ, без особенных инвестиций». «И тогда пусть г-н Тимченко финансирует газораспределительную систему «Газпрома», – заключил глава «Роснефти».

Теперь ход за Тимченко. Путин не станет вмешиваться в конфликт, рассуждают чиновники. Ведь президент любит быть над схваткой.