От редакции: В чем Россия проигрывает другим странам БРИКС

Фонд Бертельсманна, один из крупнейших негосударственных исследовательских центров Германии, регулярно изучает эффективность социальной, налоговой и экономической политики в разных странах. На днях фонд опубликовал доклад об устойчивости государственного управления в России, Китае, Бразилии, Индии и Южной Африке, составляющих группу BRICS.

Немецким и национальным экспертам (20 человек, Россию представляли Евгений Гонтмахер и Борис Макаренко) предложили оценить качество госуправления в баллах – от 1 до 10 – по 60 пунктам, разделенным на девять групп: состояние демократии, экономика и занятость, социальное обеспечение, безопасность, сбережение ресурсов, стратегическое планирование, качество госрегулирования, способность к институциональным реформам и, наконец, надежность.

От устойчивости госуправления зависит будущий экономический рост государств, а также их способность справиться с социальным неравенством, коррупцией, диспропорциями в развитии регионов. У всех стран есть недостатки в госуправлении. Вопрос только в их природе и готовности бюрократии проводить структурные реформы, способные исправить ситуацию в наиболее проблемных сферах.

Как выяснилось в ходе исследования, Россия – самая противоречивая из стран BRICS. По качеству бюджетной и налоговой политики она превосходит Бразилию, ЮАР и Индию. Эксперты также высоко оценивают уровень интеграции России в мировую экономику и ее внешнюю безопасность. Однако этого недостаточно, чтобы компенсировать низкое качество стратегического планирования, слабость механизмов предотвращения коррупции, развитые неформальные практики решения важных вопросов и неспособность к серьезным преобразованиям.

В других странах BRICS устойчивость госуправления выше. В ЮАР, Бразилии и Индии чиновников стимулирует политическая конкуренция, более высокая, чем в России, независимость судов и свобода СМИ. В Китае – меритократические принципы отбора бюрократов и качество стратегических решений. Надежд на серьезные улучшения в России мало, печально констатируют эксперты. Можно, конечно, отмахнуться от них, но полезнее для страны обратить внимание на наиболее острые проблемы и начать кропотливую работу по их решению.