От редакции: Как казаки "Наших" заменяли

Российские казаки усиливают присутствие в медиасфере. Как сообщили вчера «Известия», казачья народная дружина начинает патрулировать Тверскую улицу в Москве. От обычных дружинников казаки будут отличаться разве что синими штанами с лампасами, полномочий действовать без полицейского у них нет.

До этого были новости о появлении казачьих дружин в других городах (особенно на юге страны), подписании Владимиром Путиным Стратегии развития российского казачества до 2020 г., скором создании Казачьей партии, пикетировании выставок современного искусства, протестах против спектакля «Лолита» в Петербурге и т.д.

По некоторым признакам нынешняя функция, предлагаемая казакам властью, выглядит похожей на ту, которая раньше предлагалась прокремлевским молодежным движениям: публично поддерживать власть, «наводить порядок» на улицах на неясных основаниях, публично блюсти нравственность, троллить неугодных. Кстати, в молодежном движении «Наши» в какой-то момент был «православный корпус», который даже охранял улицы вместе с милицией во время архиерейского собора в 2009 г. (когда избирали патриарха Кирилла).

Проект молодежных движений, очевидно, признан провальным – они создавались для борьбы с оранжевой угрозой, но не смогли ее предотвратить (в представлении Кремля недавние массовые протесты – именно оранжевые). Лидер проекта Василий Якеменко ушел из правительства, активность «Наших» минимальна.

Замена «Наших» на казаков вполне логична. «Нашим» Кремль обещал, что они станут «лидерами будущего», войдут во власть, будут модернизировать страну. Ничего этого не случилось, а тем временем «модернизационный» дискурс сменился на «консервативный». Казакам не нужно лидерство будущего, как историко-этническая субкультура они ориентированы в прошлое. Поэтому их обещают вернуть во всяческую охрану – улиц, нравственности, православия, объектов ВПК.

При этом оружия не дадут (если они не зарегистрированы как ЧОП), но разрешат штаны с лампасами. Если «Наши» были искусственно созданным образованием с неясным статусом, то казаки – естественное образование с неясным статусом. Они существуют примерно с 1989 г., говорить о наследовании дореволюционной культуры не приходится. У них нет единой организации и целей, но они считают себя государственниками. Государство считает их общественными организациями, но обещает привлекать на государственную службу. А госслужба оказывается локальным инструментальным использованием – улицы поохранять, выставки попикетировать. Самостоятельные казаки власти тоже ни к чему.