Статья опубликована в № 3232 от 16.11.2012 под заголовком: От редакции: Бизнес на час

От редакции: Бизнес на час

Частные и семейные компании в России не рассчитывают на построение длинной, проходящей через поколения истории успеха. И вряд ли дело в хозяйственной этике. Вернее, в нынешних российских условиях хозяйственная этика получается простая как пять копеек.

Из материалов социологического исследования частного бизнеса за 2012 г., проведенного PwC, видно, что компании в России вполне успешные, но существуют недолго и долго существовать не планируют. И если короткая история (77% компаний живут менее 20 лет, 23% – от 20 до 49) вполне понятна – в СССР частного бизнеса легально не существовало, – то пессимизм в отношении их дальнейшего развития нуждается в объяснениях. 57% опрошенных владельцев и менеджеров в России собираются в дальнейшем продать бизнес (в мире – 17%), 10% планируют передачу бизнеса своим наследникам (в мире – 25%), 14% – передачу наследникам с привлечением сторонних менеджеров (в мире – 41%).

За последние 12 месяцев (опрос проводился в июле – августе) 92% российских компаний показали серьезный рост, в мире – лишь 65%. Экономический кризис пока меньше влияет на российский бизнес. Это видно и при сравнении главных внешних проблем: для российских компаний на первом месте государственная политика и контроль (49%), рыночная конъюнктура менее важна (43%), для компаний остального мира все наоборот (27 и 54%). Россиян гораздо сильнее пугает конкуренция (37% против 27%), нам сложнее справляться с курсом валюты, процентными ставками, налогами.

Оценивая внутренние проблемы, российский бизнес совпадает с иностранным только в том, что не хватает квалифицированных кадров, все остальное – прибыльность, доступность финансирования, наличие ресурсов и мощностей – беспокоит российского бизнесмена значительно сильнее. В такой агрессивной среде российский бизнесмен гораздо быстрее принимает решения, зато у него практически нет никаких процедур для разрешения конфликтов в управлении.

Частный бизнес в России считает, что находится в неравных условиях по сравнению с компаниями госсектора, не видит какой-либо ясности в будущей экономической и политической обстановке в стране и поэтому не готовит преемников.

Добавим, что неуклонное расширение госсектора (по недавним подсчетам Минэкономразвития, до 50% ВВП) может восприниматься частным бизнесом и как возможность выгодной продажи компании государству.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать