От редакции: Зачем создается "Карта российской науки"

Министерство образования и науки намерено провести детальную инвентаризацию подведомственной интеллектуальной собственности. Министерство последовательно оценило эффективность деятельности государственных вузов, затем частных университетов, вызвав бурные дебаты среди профессионального сообщества. Теперь Минобрнауки намерено оценить качество работы отдельных исследователей и научных лабораторий. Вчера его сотрудники представили проект «Карта российской науки».

По замыслу авторов на карте, первая версия которой ожидается в конце марта – начале апреля 2013 г., на основании данных о цитируемости работ будут отмечаться достижения отечественных ученых, исследовательских лабораторий и коллективов в России и за рубежом. Пока речь идет о международном индексе цитируемости Web of Science (WoS), Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), сведениях о российских и зарубежных патентах, а также полученных иностранных и российских грантах. Сейчас список индексов открыт, высока вероятность, что он пополнится после консультаций с учеными. Сотрудникам научных центров и вузов (за исключением занятых НИОКР в военной сфере) предложат создать личный кабинет, где они будут выкладывать свои публикации в реферируемых изданиях и данные о патентах.

«Карта науки» не будет инструментом арифметического пересчета исследователей и не будет касаться финансовых результатов их работы. Само открытие кабинета – дело добровольное. Не станет она и очередным рейтингом, который, исходя из количества опубликованных материалов, определит первого физика, биолога, экономиста или философа России. Это на основании данных карты смогут сделать заинтересованные эксперты или учреждения. Главное сейчас – детальный учет успехов российских исследователей. По словам заместителя министра Игоря Федюкина, цель новой системы – оценить, какие ученые и научные коллективы сейчас конкурентоспособны на мировом уровне, а в каких сферах они существенно отстают. Полученные сведения, полагают в министерстве, прояснят научный ландшафт России, облегчат понимание того, какие исследователи, лаборатории и институты заслуживают поощрения и приоритетной поддержки государства, научных фондов и меценатов.

Это позволит выявить и отстающие сферы науки, требующие привлечения свежих сил, в том числе зарубежных исследователей и преподавателей, приобретения современного оборудования. Вопрос о степени открытости карты пока не решен. Было бы правильно и полезно, чтобы ее данные были открыты для максимально широкого круга заинтересованных лиц, говорят эксперты.

В министерстве понимают, что научная ценность работ и патентов существенно различается (достаточно вспомнить споры вокруг «фильтров Петрика» или монографий министра культуры Владимира Мединского). Как учитывать вес разных критериев, как выявить недобросовестные работы и их авторов, определят не чиновники, а заслуженные ученые, рекомендованные академическим и профессиональным сообществом. Их участники разделятся на 8–10 групп по отдельным дисциплинам и научным направлениям. Они же предложат, как дифференцировать достижения историков, химиков и, например, астрономов. Деятельность рабочих групп предполагается максимально открыть для общественности.

Создание «Карты российской науки» – назревшая необходимость, говорит ректор РЭШ Сергей Гуриев. Подобные системы оценки качества работы отдельных исследователей и научных коллективов действуют во многих странах на разном уровне. В США с помощью независимых экспертов – авторитетных ученых из других вузов или иностранцев – ректор-физик может выяснить эффективность научных работ биологов или философов. В Великобритании эта система действует на общенациональном уровне. Важно, чтобы «Карта российской науки» вводилась без присущей российской бюрократии спешки, аккуратно и продуманно. Кроме того, необходимо построить работу экспертов так, чтобы исключить их использование в групповых интересах и для сведения личных счетов.