Василий Кашин: Зачем России военно-морское присутствие в мире

«Второй мир» не строгий термин, в разное время для разных культур он значил разные вещи. В этой серии статей мы будем обращать внимание на мировой «средний класс», страны BRIC и другие активно развивающиеся государства, не входящие в число самых богатых и самых бедных.

В последние недели российскими властями сделан целый ряд заявлений о восстановлении глобального военно-морского присутствия, утраченного с распадом СССР. Объявлено о создании постоянного оперативного соединения флота в Средиземном море; командующий ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил также, что возможно в перспективе формирование аналогичных соединений в Тихом и Индийском океанах. С Вьетнамом проведены переговоры об использовании бывшей советской базы Камрань для материально-технического обеспечения советских кораблей.

Новый этап российской военно-морской экспансии не имеет ничего общего с присутствием в мировом океане, осуществлявшимся советским флотом. Средиземноморское соединение будет состоять всего из 5–6 кораблей и будет заведомо не способно к какому-либо противостоянию с американскими ВМС. В Камрани в лучшем случае появится пункт материально-технического обеспечения, в то время как в советское время это была полноценная база с мощной системой обороны и постоянным базированием значительных сил.

Скорее речь может идти о еще одном своеобразном проявлении глобализации. Россия является лишь одной из длинного ряда стран второго и даже третьего эшелона, озаботившихся созданием флотов открытого моря. В настоящее время помимо Китая, претендующего на роль второй супердержавы мира, такие программы реализует Индия, выдвинувшая концепцию экспедиционного флота, способного действовать в любой точке мира, Южная Корея, которая планирует построить океанский флот к 2020 г., Бразилия, где программа строительства флота открытого моря включена в стратегию национальной безопасности 2008 г. Без особых публичных деклараций, но вполне эффективно такой флот строит Япония. О стремлении к строительству океанского флота в различные моменты заявлял даже Иран и несколько ранее – Таиланд (владелец единственного в Юго-Восточной Азии авианосца).

Нынешнее строительство флотов открытого моря вызвано глобализацией – точно так же, как и гонка военно-морских вооружений конца XIX – начала XX в. Более века назад глобализация была связана с обретением европейскими державами и США колоний и полуколоний. Главная угроза интересам великой державы исходила от соперничающих держав. Для защиты колоний и путей сообщения с ними был необходим мощный океанский линейный флот. Слабый флот открытого моря не имел никакого смысла, поскольку был бы уничтожен противником в прямом столкновении. Это сужало число участников военно-морской гонки до нескольких экономически сильнейших государств.

При современном издании глобализации колонии и зоны привилегированных интересов ушли в прошлое. Даже экономически второстепенные державы, такие как Россия или Индия, могут иметь многомиллиардные инвестиции и многотысячные колонии своих граждан на других континентах. Основные угрозы физической безопасности этих диаспор и инвестиций связаны не с действиями армий других держав, а с восстаниями, беспорядками, терактами, пиратством и другими проявлениями активности негосударственных игроков. Цена прямого военного столкновения между крупными державами сейчас очень велика, поэтому даже враждебные друг другу страны пытаются вести борьбу с помощью различного рода экономических санкций, объявления блокад и другими невоенными мерами.

В этих условиях компактный флот, способный к действиям в открытом океане, становится необходимым инструментом для любого крупного государства, имеющего глобальные экономические интересы. Фактически развитые страны, лидирующие в продвижении интересов своего бизнеса в глобальном масштабе, либо имеют собственный флот открытого моря, либо находятся в военном союзе со страной – обладателем такого флота. Все развивающиеся страны, имеющие глобальные экономические амбиции, строят флоты открытого моря.

Речь идет не об изматывающем соперничестве с другими державами, а о создании относительно компактных соединений, способных доставить в любую точку мира пару эскадрилий боевых самолетов, несколько сотен крылатых ракет и подразделения сил спецопераций, а также организовать эвакуацию многотысячной колонии собственных граждан. Такой флот способен защитить торговое судоходство от пиратов и обеспечить доставку разнообразных грузов в любую страну, против которой введены несправедливые, с нашей точки зрения, санкции.

В отсутствие кораблей, специально приспособленных для таких операций, Россия пока что обходится советским наследием; тем не менее даже сейчас удается обеспечить постоянное и многолетнее участие российского флота в антипиратской операции в Аденском заливе, а также длительное присутствие у берегов Сирии, которое снижает вероятность прямого военного вмешательства в сирийский конфликт извне. Разумеется, при строительстве нового российского океанского флота следует подавлять в корне любые попытки соперничества и противостояния с США и их союзниками; попытки прямого противостояния на море с традиционными морскими державами заканчивались для России, как правило, плачевно.