От редакции: Как государство помогает и мешает развитию науки и образования

Государственная политика в сфере науки пока не привела к заметным результатам. Призывы первых лиц создать «экономику знаний», выпускать больше продукции с высокой добавленной стоимостью остаются декларациями. Отчасти причина в недостаточном финансировании науки, которое отражается на зарплатах ученых. Россия ежегодно расходует на науку 0,6% ВВП (Китай – 1,7%, Япония и Корея – около 2%). Но эта проблема решается. За последние годы бюджетное финансирование науки выросло на порядок: 31 млрд руб. в 2002 г., 337 млрд – в 2013 г.

Однако рост бюджетных расходов сопровождался усилением надзора чиновников и спецслужб за внутренней жизнью научного сообщества. Дмитрий Дубровский в докладе «Академические права и свободы в России и в мире» отмечает, что это привело к ограничению академической автономии.

Усиление госрегулирования в образовании обернулось не только закрытием ряда вузов с сомнительной репутацией, но и свертыванием самоуправления в научных институтах и университетах. Важные решения о направлениях исследований чаще стали приниматься узким кругом руководителей. Ограничивается и деятельность независимых профсоюзов. Государство чаще вмешивается и в содержание исследований и учебных программ: гуманитарные дисциплины все чаще рассматриваются в идеологическом преломлении, ученым навязывают разработку единых (читай – стандартных) подходов к острым проблемам.

Контакты исследователей с зарубежными коллегами стали объектом пристального внимания спецслужб. Серия «дел ученых», когда они по сомнительным обвинениям получали сроки за разглашение гостайны, – лишь часть проблемы. От ученых и преподавателей все чаще требуют согласовать с «людьми в штатском» тезисы выступлений на зарубежных конференциях и статьи в иностранных журналах. Кроме того, правительство намерено контролировать расходы зарубежных грантодателей на отечественную науку, оно намерено отсеивать финансируемые ими проекты. Ограничение академических свобод подрывает международный обмен знаниями и идеями, наносит науке урон, который невозможно восполнить ни дополнительными средствами, ни новыми лабораториями.