Анастасия Голицына: Инвесторы заплатили за потенциал Twitter

Летом 2010 г. Дмитрий Медведев, президент и сторонник инноваций, съездил на экскурсию в Кремниевую долину. Там он получил из рук Стива Джобса новенький iPhone, а также заехал в офис Twitter. Медведев прибыл, окруженный снайперами и сотрудниками спецслужб, пишет журналист Ник Билтон в своей книге «Рождение Twitter: настоящая история денег, власти, дружбы и предательства». Президент России отправил оттуда свой первый твит: «Всем привет! Я в твиттере, и это мое первое сообщение!» Как вспоминает один из основателей сервиса микроблогов Эван Уильямс, именно в этот момент сайт Twitter перестал работать.

Twitter позволяет своим пользователям писать сообщения длиной не более 140 символов. Это сделало сервис популярным у пользователей мобильных устройств - отправка твита напоминала им sms. Twitter сыграл не последнюю роль во время «арабской весны» - протестанты договаривались друг с другом через этот сервис. Власти, поняв силу соцсетей, пытались удалять такие сообщения либо вообще отключали интернет. Twitter стал знаменит, долю в компании в разное время пытались получить политики и знаменитости - Альберт Гор, Канье Уэст, Леди Гага, Арнольд Шварценеггер.

Несмотря на то что о Twitter знали все и ни один настоящий политик не мог обойтись без аккаунта в этой соцсети, сервис микроблогов долго не был бизнесом. В 2010 г. Twitter впервые начал продавать рекламу, но заметной выручки компании удалось добиться много позже. А прибыльной компания пока так и не стала.

Это не помешало Twitter провести успешное IPO. На прошлой неделе компания продала на Нью-Йоркской фондовой бирже 13% своих акций за $2,1 млрд и была оценена инвесторами в $14,2 млрд.

Незадолго до прайсинга руководитель американской Комиссии по ценным бумагам и биржам Мэри Джо Уайт рекомендовала инвесторам технологического сектора не увлекаться показателями аудитории компаний - они могут не иметь отношения к прибыльности бизнеса. Она не назвала конкретно Twitter, но намек был более чем прозрачным. Это не помешало инвесторам в первый день торгов Twitter устроить гонку, в результате которой акции компании сразу подорожали на 73%. Вскоре капитализация Twitter достигла $25 млрд. Затем котировки стали падать, но и сейчас бумаги Twitter торгуются более чем в 1,5 раза выше цены размещения. В этой ситуации проиграли лишь те инвесторы, которые купили акции на пике - по $50.

Акции Twitter, «бесспорно», самые дорогие среди конкурентов, говорил ранее аналитик RBC Capital Markets Марк Махани. Инвесторы, по сути, платили за неиспользованный потенциал Twitter. Как когда-то инвесторы покупали бумаги крупнейшей в мире социальной сети Facebook, понимая, что компания рано или поздно сумеет монетизировать свою более чем миллиардную аудиторию. Facebook успешно провел IPO, но затем его акции подешевели вдвое. Восстановить позиции компании удалось лишь этим летом, когда она доказала, что умеет продавать рекламу мобильным пользователям. От Twitter инвесторы ждут того же - чтобы компания смогла конвертировать всемирную известность в капитал.