Максим Буев: России нужен свой Хатани

Какой бы ни был экономический и политический исход «войны санкций», в которой все более увязают Америка и Европа с одной стороны и Россия - с другой, он не решит главных проблем двух сторон: различий в культуре и фундаментальных расхождений во взглядах на складывающийся мировой порядок. Более того, чем бы ни закончилась эта война, наша страна в результате и сама не достигнет лучшего понимания того, с кем нам надежнее и выгоднее «быть» - с Западом или Востоком.

По выражению Джорджа Кеннана, американского дипломата и отца политики сдерживания во второй половине XX в., холодная война между США и СССР была результатом столкновения не только идеологий, но также и культур: с одной стороны, СССР страдал неврозом незащищенности и во всем проповедовал восточную скрытность, а Запад предавался проповедям законничества и морализма.

В XXI в. первый повод для новой холодной войны между Западом и Россией - разница идеологий - уже не существует. Однако разница культур остается. Конфликты, возникающие на стыке культур, не лечатся экономическими санкциями: подобное наказание действенно, лишь когда нарушитель понимает, почему его наказывают, а чтобы понимать, нужно как минимум исповедовать ту же систему ценностей. В ситуации с Украиной Россия и Запад явно исповедуют ценности разные.

Самуэль Хантингтон, влиятельный американский политолог, развивший в 1990-х гг. идеи британского историка Арнольда Тойнби о столкновении цивилизаций, предвидел возникновение острых конфликтов именно на стыках различных культур в так называемых расколотых (torn или cleft) регионах, т. е., например, в странах на границах двух или более цивилизаций. Украина - яркий пример такого региона, так же как и Россия, которая, по мнению Хантингтона, все время мечется от идеи вестернизации к изоляции и далее к идее модернизации без вестернизации.

В ответ на теорию Хантингтона бывший президент Ирана Мохаммад Хатани лет 10 назад предложил идею диалога на стыке культур, в частности между христианской и исламской цивилизациями, чтобы избежать будущих конфликтов между Западом и Востоком. России сейчас требуется свой Хатани, чтобы инициировать диалог с Западом о политических ситуациях, подобной украинской.

Когда на фронтах Восточной Украины гибнут люди, а из-за обоюдных экономических санкций страдают бизнесы в России и Европе, в основании всего этого лежит нежелание двух культур (а точнее - конкретных их представителей на международной дипломатической арене) вести диалог о ценностных различиях и о влиянии этих различий на политику и поиск компромиссов.

Диалог между исламом и христианством, предложенный Хатани, часто ссылается на коммуну Сафа-Ханех в Иране, которая еще 100 лет назад была местом, где мусульмане и христиане встречались и мирно обсуждали различия во взглядах и вытекающие из них действия. Украина, когда на ней установятся мир и порядок, могла бы стать подобной площадкой для конструктивного мирного диалога между Россией и Западом. Вопрос в том, где нам найти своего Хатани.