От редакции: Правительство отрезало ненужный орган - Минрегион
Правительство рассталось с атавизмом, недрогнувшей рукой ликвидировав Минрегионразвития. Регионы ничего не потеряют. С момента создания в 2004 г. это ведомство служило скорее для трудоустройства знатных бюрократов, чем для развития регионов. Дольше всех Минрегион возглавляли Владимир Яковлев и Виктор Басаргин, при Олеге Говоруне смысл его жизни окончательно утратился, Игорю Слюняеву достались последние дни у постели тяжелобольного. Выделяется из списка министров лишь Дмитрий Козак, руководивший ведомством около года на рубеже 2007/2008 гг. Он был всерьез погружен в тему регионального развития, одну из самых сложных в нашей стране в силу ее масштабов.
Минрегион занимался двумя вещами. Во-первых, написанием и анализом бесчисленных региональных стратегий и концепций развития. Во-вторых, «полевыми работами»: конкурсами региональных инвестпроектов, поддерживаемых из бюджета, регулированием строительной отрасли и ЖКХ. Политические и хозяйственные полномочия тесно переплелись: в недрах ведомства проблемы взрывающихся зимой отопительных труб сталкивались с прожектами умиротворения национальной розни.
Все концепции оказались никчемными. Они исходили из того, что территориальные различия должны быть сглажены, а уровни регионального развития - выравнены. Реализация концепций вместе с не зависящим от министерства торжеством вертикали власти привела к тому, что регионов-доноров почти не осталось, пропорция распределения денег между федеральным и региональными бюджетами сильно искривилась в пользу первого, а российский федерализм остался таковым лишь в издевательски бумажном смысле.
Сделать Дагестан похожим на Еврейскую АО, а Псковскую область на Ямало-Ненецкий АО не получилось - и получиться не могло. За десятилетие работы Минрегиона федеральный центр стал куда мощнее, чем был, а регионы оказались интеллектуально и финансово обескровлены. Те же самые процессы происходили внутри регионов - центры и внутри них стягивают на себя все ресурсы. Вместо стратегии министерство в итоге вынуждено было заниматься тактическими решениями, что сделало его влияние на региональную жизнь минимальной, говорит известный регионалист Наталья Зубаревич. Ключи от финансового обеспечения регионов и их инвестпроектов сосредоточили в своих руках Минфин и Минэкономразвития, аппаратный вес которых на порядок выше.
Дальше - угасание. Во второй половине 2000-х гг., увидев, что бюрократическая вертикаль делает реализацию «прорывных проектов» невозможной, Кремль стал создавать под них госкорпорации, а потом и министерства - Дальнего Востока, Северного Кавказа, а теперь и Крыма. Строительство и ЖКХ забрал себе реинкарнировавшийся в очередной раз Госстрой, с нацполитикой справится Минкульт. На долю Минрегиона не осталось ничего, и он тихо и почти незаметно отошел в мир иной.