Статья опубликована в № 3687 от 02.10.2014 под заголовком: Гражданское общество: Реформа для дураков

Мария Эйсмонт: Зачем сливают школы

Д.Абрамов / Ведомости

Небольшая московская школа «Интеллектуал» для одаренных детей стала во главе протеста против политики слияния столичных школ, проводимой департаментом образования. За несколько дней, прошедших с объявления о том, что школу объединяют с соседней гимназией 1588, учителям и родителям «Интеллектуала» удалось достучаться до всех ведущих федеральных СМИ, поучаствовать в пикетах у Мосгордумы, написать десятки писем в приемную мэра и подать заявку на митинг 11 октября на Пушкинской.

Для того чтобы приостановить решение о слиянии, уверены в школьной профсоюзной организации, есть все основания: приказ об объединении школ был подписан без согласия управляющего совета «Интеллектуала», трудового коллектива и родительской общественности.

Вопросов к реформе много. По какому принципу принимаются решения о слиянии определенных школ и что мешает учитывать особенности каждой школы при выборе «партнера»? Почему комиссию по оценке последствий решения о слиянии школ создали только в конце июня, когда многие слияния уже состоялись? Почему все 43 члена комиссии, созданной по приказу начальника департамента образования Москвы Исаака Калины, являются директорами бюджетных учреждений, которые назначаются Калиной и могут быть им уволены в любой момент без объяснения причин?

Серьезных оснований полагать, что целью реформы было намеренное уничтожение особенных учебных заведений, нет. Но поспешные, не прошедшие широкого общественного обсуждения решения, претворяемые в жизнь административными методами, приводят иногда к ошибкам и почти всегда - к недовольству, страху и неуверенности за будущее тех, кого касаются. Большие уравнительные проекты редко хороши для всех. Положительные примеры объединения есть, но специалисты опасаются за судьбу особых школ: коррекционных, домашних, школ для одаренных. Многие соглашаются на слияние, «чтобы не было хуже».

Многие, но не «Интеллектуал». С открытого письма старшеклассников руководителям страны с просьбой спасти их любимую школу и начался протест. Подростков поддержали родители. «Будет позорно молча слиться, перед детьми будет стыдно», - объясняла мне знакомая мать десятиклассницы.

Родители-юристы начали готовить материал для судебных исков. Они ожидали найти богатый материал об опыте судебных тяжб тех школ, которые уже объединили против воли коллективов родителей и учителей, но - увы. «У нас не принято судиться, у нас принято договариваться, - объясняет учитель математики «Интеллектуала» Дмитрий Шноль. - Чтобы сказать «нет» громко и аргументированно, нужна внутренняя энергетика. У многих просто нет человеческих ресурсов собраться и бороться. Поэтому современный учитель - человек не протестующий».

«На протяжении двух лет я методично всем объясняю: по-тихому ничего хорошего не выйдет, - уверен координатор группы «В защиту образования» на Facebook Константин Окуньков. - Те родители и школы, которые за себя готовы постоять, чего-то добиваются, а тех, которым все равно или очень страшно, сливали втихую».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать