Мнения
Бесплатный
Александра Терентьева
Статья опубликована в № 3707 от 30.10.2014 под заголовком: Компания недели: Авиакомпания «Победа»

Александра Терентьева: Соцреализм в бизнесе. Разведка месторождений и запуск лоукостера как подвиг и свершение

А.Махонин / Ведомости

Лоукостер - преемник «Добролета» будет называться «Победа». В знак победы над обстоятельствами, ведь «Добролету» пришлось прекратить полеты из-за санкций. «Имя новой компании - «Победа» непосредственно связано с предстоящим юбилеем Великой Победы и символизирует нашу неизбежную общую победу над теми трудностями и внешними вызовами, с которыми столкнулись наша страна и наш народ в этом году», - говорится в пресс-релизе авиакомпании. Купить билеты на рейсы «Победы» в восемь городов - Сургут, Пермь, Екатеринбург, Самару, Казань, Волгоград, Белгород и Тюмень - можно будет с 1 ноября. Тогда выяснится, победит ли новая «дочка» «Аэрофлота» одну из главных проблем российской авиации - дороговизну.

А пока интересно название. После присоединения Крыма образ героя, выживающего и побеждающего всех врагов вопреки трудностям, предательствам и козням, стал очень популярен. Сразу после того, как стало известно, что ExxonMobil не сможет работать в Карском море с госкомпанией «Роснефть», последняя внезапно открыла там месторождение. «Это уникальный результат при первом поисковом бурении на шельфе на абсолютно новом месторождении. Это наша общая победа», - заявлял президент «Роснефти» Игорь Сечин.

Теперь лоукостер «Победа». Пытаться рутинную работу превратить в подвиг - это очень по-советски. Все искусство соцреализма про это. Великие, физически совершенные, не знающие боли, никогда ни в чем не сомневающиеся люди творят историю у нас на глазах: строят заводы, бурят скважины. Наверное, в этом всем есть шарм, заставляющий ностальгировать по утраченному времени, верить, что можно повторить тот душевный подъем, позитивное противостояние вопреки всему. Открыли новое месторождение - герои, запустили лоукостер - молодцы!

Пафос - это настолько высокая степень воодушевления, что от нее один шаг до пародии. Любое повторение того, что уже было, снижает накал первоначального образца. В этом один из фокусов постмодернизма. Люди, торжественно-вдохновенными голосами объявляющие с экранов об индустриальных достижениях, уместны в 1950-х гг. Сейчас к этому в лучшем случае будут относиться с иронией.

Первое, что я вспомнила, увидев название «Победа», - мультфильм про капитана Врунгеля и его яхту «Беда». И не только я: вчера в сети появились даже коллажи на эту тему. Почему, почему нас подталкивают к тому, чтобы воспринимать нормальную работу компаний как свершение и подвиг? Почему следует восхищаться тем, что нефтяная компания открыла - вот сюрприз! - нефтяное месторождение, а авиакомпания запустила новую «дочку»? Из-за санкций?

Но тогда я бы предпочла восхититься нефтяной компанией, которая без поддержки государства, сократив затраты, сэкономив на покупке iPhone 6, развернула добычу где-нибудь в труднодоступном районе. Или авиакомпанией, которая запускает новую «дочку» на низком рынке, не имея стабильного денежного потока в виде транссибирских роялти и заоблачных цен на билеты. Потому что воодушевляет и сплачивает не срежиссированное событие, а неожиданное достижение.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more