Сергей Белоусов: Условия для талантов

Перед Россией сегодня стоят многие амбициозные задачи, в том числе обеспечение импортозамещения в IТ. Для их решения надо, чтобы над ними работали самые талантливые специалисты и лидеры двух типов: предприниматели и креативные контрибуторы (ученые и инженеры). Экономический рост страны напрямую зависит именно от таких людей, а не от количества образованных работников среднего уровня, показывает исследование Николы Геннайоли (CREI), Андрея Шлейфера (Гарвард) и др.

Этих специалистов надо как-то удержать в России. Это можно сделать либо силой (помешав этим людям уехать), либо привлекательными условиями для самореализации. Первый способ решения больших задач хорошо известен по опыту СССР. В некоторых советских проектах была даже попытка совместить несвободу с автономией и удобством для жизни (извращенным). Например, атомный проект во главе с Курчатовым, космическая программа во главе с Королевым, и другие амбициозные проекты.

Однако закрытие границ - неэффективный способ привлечения талантов: одни убегают, другие оказываются недостаточно мотивированы, третьи не получают возможности полностью проявить себя. Да и далеко не все проекты попадают во внимание государства - а потому многое бывает пропущено, например генетика или компьютерные науки в СССР. Строить такую систему сложно, болезненно и рискованно. И она все равно недолговечна - СССР рухнул во многом из-за технологического отставания.

Теперь технологии и знания играют намного большую роль в политике, военном деле и экономике и развиваются намного быстрее. Страна, в прошлом веке просуществовавшая 70 лет в условиях сравнительной изоляции и неэффективного управления, сейчас, возможно, не продержалась бы и пары десятков лет.

Лучший способ - не принуждать талантливых людей силой, а создать для них условия, которые будут мотивировать их остаться и работать здесь. Основные мотиваторы для талантов описал в своем исследовании теоретик менеджмента Дэн Пинк. Всего мотиваторов четыре.

Первый - материальный: комфортное место проживания, благосостояние семьи, безопасность, хорошая школа для детей, качественное медобслуживание, удобные условия для работы и т. д. Особенно важно это для многолетних проектов. Условия жизни должны быть сопоставимы с жизнью за рубежом. В такой логике делается проект «Иннополис» в Татарстане, задуманный для IT-специалистов со всей России. Но с креативными людьми такая мотивация действует только до определенного уровня, пока не получены разумные базовые условия жизни. Только деньгами и материальными благами необходимых для успеха людей заинтересовать невозможно.

Второй мотиватор - autonomy (автономность). Это самая недопонимаемая в России концепция, предполагающая прозрачность процесса и независимость в принятии решений. Для креативных людей это принципиально важно. У них должна быть свобода креативного выбора как минимум на достаточно большой площадке. А за ее пределами право решать и судить надо давать независимым и авторитетным экспертам. В Российском квантовом центре ключевые решения принимает совет из 14 уважаемых ученых в этой области. Он оценивает кандидатов на позиции, направления и результаты исследований. Совет независим, его члены - ученые из топ-30 отрасли, а девять человек входят в топ-100 мировых физиков. В самом центре они не работают и от него не зависят. Обычно в России научный менеджмент поставлен не так: решения принимают администраторы или ученые, получающие бенефит от реализации проектов.

Третий мотиватор - mastery: желание до бесконечности улучшать свои умения и таланты. Благодаря технологиям наша планета стала совсем маленькой, и амбициозные люди стремятся соревноваться и в своем деле на мировом уровне. Талантливые люди хотят быть лучшими в своем деле в мире, а не только внутри страны. Поэтому на больших промежутках интересными могут быть только проекты, конкурирующие глобально. Например, создание компаний и продуктов, подобных Huawei, продающихся на глобальном рынке, намного интереснее для настоящих лидеров, чем что-то ориентированное только на Россию. Именно mastery - главный драйвер развития открытых технологий (Linux, Wikipedia, MySQL, PHP, Apache и др.): лучшие специалисты создают их, не получая денег.

Четвертый мотиватор - purpose (цель, стремление). Людям важен смысл того, что они делают. Важно, чтобы проекты были глобальными, долгосрочными, значимыми и амбициозными - заметно и существенно затрагивали много людей и организаций. Вспомните девиз Стива Джобса: «To put a ding in the Universе».

Создание системы, основанной на принципах сравнительного удобства работы и жизни, autonomy, mastery и purpose, позволит удержать в стране талантливых людей и сделать их работу эффективной. Даже такая сложная история, как импортозамещение, может оказаться полезной, если позволит запустить достаточно амбициозные, глобальные и долгосрочные проекты, в которых в перспективе могут быть заняты десятки, а то и сотни тысяч человек, создающие вокруг себя целые экосистемы.

Одной из задач этого ряда может быть создание с нуля новой операционной системы для дата-центров, учитывающей последние изменения в IT - массовую мультиядерность процессоров, SSD-диски, огромные объемы доступной оперативной памяти и разделенное использование компьютеров в кластерах с сотнями тысяч штук в каждом. Другой - создание системы управления (реляционной и нереляционной) и хранения данных для десятков тысяч экзабайтов разнообразных данных, которые в будущем будут у каждой организации. Это сложные и реально интересные задачи на десятки лет. В современном мире такие проекты финансируются глобальными монополями (Google, Facebook) либо при наличии долгих государственных денег и дотаций, как в Китае.

В Китае технологические компании имеют уменьшенные налоги, китайским госкорпорациям выгоднее покупать местные технологии на дешевые кредиты от правительства. Если иностранные компании ведут разработку в Китае, они тоже считаются «китайскими разработками». Дополнительные бенефиты дают региональные правительства - дешевые кредиты, маркетинговая поддержка, сниженные налоги, цены на офисы, гранты. Масштабную помощь такого рода получили, например, ZTE и Huawei.

Речь не об импортозамещении как таковом, а о создании глобально конкурентных технологий. Если подобные технологические продукты и сервисы глобально конкурентны, значит, на них можно активно переходить в России.

Оба подхода работы с талантливыми людьми могут приносить результат, но я надеюсь, что Россия достаточна мудра, чтобы четко понимать необходимость особого внимания к талантам и не идти путем силовых ограничений. Главное, что для этого нужно, - обращать внимание на важность талантливых и часто очень сложных людей: лучших предпринимателей, ученых и инженеров, создавать им условия для жизни и работы, аккуратно помогать запускать долгосрочные амбициозные проекты, не накладывая на них чересчур много ограничений.