От редакции: Наш человек в Будапеште

Политика - искусство возможного, снова доказывает нам венгерский премьер-министр Виктор Орбан при участии руководства Евросоюза. В понедельник парламент Венгрии, в котором конституционное большинство принадлежит партии премьера ФИДЕС, принял закон, позволяющий начать строительство газопровода «Южный поток» в обход правил ЕС по лицензированию строительных компаний. Еврокомиссия потребовала разъяснений. Как известно, ЕС считает весь этот проект «Газпрома» в нынешнем формате противоречащим нормам Третьего энергопакета и всячески его тормозит. Позиция Европы по «Южному потоку» еще ужесточилась после начала украинского кризиса, и венгерский демарш выглядит бунтом на корабле, большим успехом российской внешней политики.

Тем более что Виктор Орбан неоднократно заявлял о симпатиях к политике Владимира Путина, да и его политика во многом схожа с путинской. Орбан контролирует в Венгрии не только парламент, но и местные власти, многие СМИ, центробанк возглавляет его соратник и бывший министр экономики. Риторика премьера правопопулистская и антиевропейская, ориентирована на «национальные традиционные ценности». Недавнее предложение правительства ввести налог на интернет вызвало, правда, многотысячные митинги протеста в Будапеште (и от идеи в ее нынешнем виде пришлось отказаться), но провинция поддерживает Орбана, у него есть свое «орбанское большинство».

В сентябре, через три дня после визита в страну главы «Газпрома» Алексея Миллера Венгрия приостановила реэкспорт газа на Украину (который осуществляла наряду с Польшей и Словакией). Наши люди! Но есть несколько «но».

Как ни странно, у Венгрии нет выхода к Черному морю. А Болгария, у которой он есть и на территории которой труба «Южного потока» должна выйти на сушу, работы под давлением ЕС приостановила. Правительственный кризис и перевыборы парламента привели в Софии к власти коалицию, еще менее настроенную дружить с Кремлем, чем предыдущая. Так что нынешние демарши для Венгрии безопасны - все равно главное зависит не от нее.

ЕС в этой ситуации действует вполне прагматично, понимая, на кого и как можно влиять. При всем антиевропействе венгерского руководства и при всей его любви к Путину Венгрия ни разу не использовала право вето для блокирования решений о санкциях против России (подобные решения принимаются в ЕС консенсусом). Так же как и другие страны Центральной Европы, которые в Кремле хотят считать союзниками. Да, президент Чехии и премьер Словакии могут делать резкие заявления против ЕС и в поддержку России, но против санкций их страны не голосуют.

Любопытно, что венгерская поддержка проекта «Южный поток» сейчас играет в пользу стабильного транзита газа через Украину. Ведь пока трубопровода нет, Венгрия получает свой газ через нее. И наоборот, судьба «Южного потока» сейчас зависит даже не от Третьего энергопакета, а от разрешения украинского кризиса, роль в котором России совсем не устраивает ЕС.