Алексей Никольский: Как Россия заказала вертолетоносцы типа «Мистраль»

Теперь, когда из-за вето президента Франции Франсуа Олланда передача вертолетоносца «Владивосток» типа «Мистраль» вряд ли произойдет в контрактные сроки, уместно вспомнить, почему вообще эти корабли были куплены для российского флота. Сейчас на условиях анонимности и военные, и гражданские чины отвечают на этот вопрос неконкретно, ссылаясь на некие политические решения. Но первыми желание купить эти корабли высказали не политики, а российские адмиралы.

На менталитет моряка, и это отличает его от сухопутного командира, накладывает отпечаток враждебная стихия, в которой он должен принимать мгновенные решения. Желание купить понравившийся им на парижской выставке корабль моряки смогли продавить исключительно быстро и слаженно. Говорят, один из российских адмиралов, осмотревший «Мистраль», заявил, что корабль замечательный, нужно найти ему место в российском ВМФ. Флот убедительно доказал политическому руководству необходимость этого корабля. Причем с базированием именно на Дальнем Востоке - подальше от Европы. Корабль, оснащенный госпиталем и обладающий возможностью вертолетами эвакуировать на борт пострадавших, мог использоваться, в частности, в случае нередких в регионе землетрясений, которые могут разрушить сухопутные аэродромы.

Политическое руководство России тогда испытывало необходимость отблагодарить президента Франции Николя Саркози за его посредническую миссию по урегулированию конфликта вокруг Южной Осетии в 2008 г. Переговоры не заняли много времени, контракт был заключен.

Публичную оппозицию закупке корабля возглавили отставные военные, особенно противники тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, и руководители отечественного судостроения. Последние публично обещали построить корабль не хуже и в сжатые сроки, однако в разговорах не для печати признавались, что построить два корабля за три года, как это сделали французы, нереально.

С началом кризиса на Украине «Владивосток» стал якорем, который долгое время сдерживал официальное введение секторальных санкций со стороны ЕС. Когда их все-таки ввели, Франция выторговала себе право вывести из-под них корабль, но в конце концов под давлением союзников по НАТО сдалась. Сейчас проблема с «Мистралем» в первую очередь проблема Франции. Россия рано или поздно вернет аванс и какую-то неустойку, а вот доказывать свою надежность как поставщика вооружений и оплачивать недешевую стоянку кораблей придется французам.