Статья опубликована в № 3764 от 04.02.2015 под заголовком: От редакции: Элитные электрички

Почему отменяют электрички

Услуги пассажирских «дочек» РЖД становятся слишком дороги для регионов

РЖД продолжает минимизировать пригородное пассажирское сообщение. Ее услуги становятся слишком дорогими для регионов. Основной удар приходится по центральным и северо-западным областям России. В СССР пригородное сообщение там было хорошо развито, но с тех пор население сократилось, бюджеты утратили «лишние деньги», а пассажирские перевозки стали превращаться в «элитную услугу». С началом кризиса отмена поездов ускорилась, сильно захватив в этот раз южные и восточные регионы страны.

Типичная ситуация в Забайкальском крае. Отмена поезда Хилок - Мозгон, на котором на работу и учебу добиралось более 80 человек в день (расстояние - 120 км), вынудила жителей заявить о возможном перекрытии Транссиба. Региональные власти «вопреки указаниям президента и правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний», ответил им Владимир Якунин через свой блог: «Вместо того чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться по адресу - в свои региональные администрации - по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД».

Это очень удобная позиция. С 1 января в Забайкальском крае, сообщает тамошняя пассажирская «дочка» РЖД, проезд в первой зоне подорожал с 22 до 90 руб., во второй - с 32 до 180 руб. Сайт глубоко убыточной пассажирской компании сообщает об отмене поездов, о закрытии 23 станционных билетных касс и советует обращаться в краевое правительство. Но установленным тарифом, по которому никто не будет ездить, компания довольна: он находится «на уровне экономически обоснованных расходов». Хотя и вырос, по ее признанию, в 4-10 раз по сравнению с 2014 г. Этот рост компания объясняет в основном не собственными расходами (хотя упоминает о зарплатных надбавках), а лицензионными и инфраструктурными отчислениями в адрес РЖД. Краевой министр Николай Палкин говорит, что начатые автобусные перевозки (Чита - Хилок за 600 руб.) почти в 5 раз дешевле новых ж/д-тарифов.

Разницу между реальными и «обоснованными» ж/д-тарифами должны были компенсировать «дочкам» РЖД бюджеты, а она достигает 6-8 раз. Воронежский губернатор Алексей Гордеев говорит, что за последние пять лет требуемая с области компенсация выросла в 61 раз - с 12 млн до 730 млн руб. Тариф, который считают обоснованным РЖД и ее «дочки», региональные власти не признают. «Обоснованные» тарифы не обоснованы, считает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников (согласен с 22 млн руб. долга из насчитанных области 728 млн). В Вологодской и Псковской областях пригородное ж/д-сообщение прекратилось полностью, власти занимаются автобусами.

Дмитрий Медведев в очередной раз велел подчиненным разобраться в сложном вопросе и найти решение, а его первый заместитель Игорь Шувалов обещает поработать над издержками РЖД и других монополий, предвидя там «достаточную подушку, чтобы операционные расходы сократить».

Правительство на правильном пути. Но разобраться с издержками монополий оно собирается уже скоро как 20 лет, в течение которых ситуация ухудшилась. Менеджеры госкомпаний богатеют, не только когда бизнес прибылен, но и на расходах. Миллиарды долларов, как показали расследования Reuters, «Ведомостей», «Слон.ру», уходят «своим людям», подрядчикам, скрывающим своих владельцев, отсутствующим по месту регистрации, а на тендерах РЖД конкурирующим друг с другом.

Формально отношения между регионами и пассажирскими компаниями не проблема РЖД: «Берите столько поездов, сколько сможете». Но это накладно, а на издержки своих «дочек» РЖД влияет непосредственно: их основные расходы - аренда состава, «инфраструктурный тариф». Коэффициент к тарифу с 1 января вырос в 25 раз (с 0,01 до 0,25) - это основная причина повышения платы за проезд, делающего автобусное сообщение более дешевым. Затраты самой РЖД (по МСФО) в первом полугодии 2014 г. росли в 2,3 раза быстрее, чем ее доходы (год назад РЖД планировала сократить расходы на 89 млрд руб., но пока не получается). Чистая прибыль в этот период сократилась, но все еще велика: 26,4 млрд руб. Зато ширятся проекты: во Франции и Греции, высокоскоростная магистраль до Казани и Пекина, расширение Транссиба и БАМа... И РЖД генерирует все больше просьб о субсидиях к государству, используя все возможные каналы льготного финансирования. Если не скорректировать расходную политику РЖД, она останется без клиентов, но с инфраструктурой, которой по-прежнему будут требоваться бюджетные субсидии - никто ведь не едет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать