Что нужно сделать, чтобы не горели леса

Вертикальная система управления не позволяет предупреждать бедствия и защищаться от них

В Хакасии и Забайкальском крае чрезвычайная ситуация: из-за степных и лесных пожаров погибли и пострадали люди, тысячи остались без жилья. Глава МЧС Владимир Пучков отправился в регион, чтобы лично руководить ликвидацией бедствия, глава СКР Александр Бастрыкин – чтобы лично руководить расследованием уголовных дел о гибели людей и имущества, Владимир Путин, по словам его пресс-секретаря, лично координирует работу всех служб и региональных властей, борющихся с пожарами и оказывающих экстренную помощь пострадавшим.

Приятно, что самые высокопоставленные чиновники реагируют на стихийные бедствия в регионах. Неприятно, что выстроенная ими вертикальная система управления не позволяет предупреждать бедствия и надежно защищаться от них.

Вечером в понедельник СКР сообщал о 23 погибших в Хакасии. Во вторник в республике траур. По предварительным данным, уничтожено более 1400 строений, большинство из них – жилые дома, свыше 800 человек обратилось за медицинской помощью. В Забайкалье сообщалось о трех погибших и 18 пострадавших, сгорели десятки домов, некоторые поселки полностью эвакуированы. Основная причина возгораний – сельскохозяйственный пал травы, который в условиях сухой и ветреной погоды привел к масштабным лесным и степным пожарам.

Траву жгут каждую весну, и не только в Сибири, – москвичи в выходные также чувствовали запах гари. Как пишет руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко, МЧС своим приказом в 2008 г. вывело травяные палы из официального статистического учета, попытки исправить эту бюрократическую ошибку до сих пор не привели к результату.

Отсутствие мониторинга травяных палов ведет к тому, что пожары обнаруживаются, только когда захватят значительную территорию. Этому способствует еще много факторов. Недостаточная координация МЧС, Рослесхоза, региональной власти, муниципалитетов: например, режим ЧС вводится по решению губернатора, без обращения губернатора Рослесхоз не может использовать резерв парашютно-десантной пожарной службы. Недостаточный уровень финансирования противопожарной охраны в регионах и поселениях: забайкальский губернатор Константин Ильковский, например, оправдывал неготовность края к пожароопасному сезону федеральным долгом за тушение прошлогодних пожаров. Ясно, что бюджетный кризис в регионах не оставляет властям лишних средств на улучшение служб ГО и ЧС. Недостаточный штат инспекторов в Рослесхозе – по словам руководителя лесной программы WWF Николая Шматкова, в России на всю страну 18 800 инспекторов, а в Белоруссии – около 19 000, и Белоруссия почти не горит благодаря раннему обнаружению возгораний.

И, конечно, недостаточная самостоятельность и компетентность на всех уровнях власти, выстроенной в вертикальную иерархию и не имеющей обратной связи с населением. Экологи в один голос говорят, что главная проблема – поведение людей. Чтобы леса не горели, нужно воспитывать ответственное поведение – а это означает коренное изменение отношения власти к людям, считает директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц. Либо у вас граждане самостоятельные и ответственные, либо вы занимаетесь разделом ренты и плюете на остальное.

Когда в 2010 г. после пожаров в Тверской области блогер-дачник написал знаменитый пост об отсутствии рынды и пожарного водоема в деревне, глава районной администрации посчитал это провокацией против власти. В понедельник и. о. мэра города Бердска в Новосибирской области заявил, что прямые выборы глав муниципалитетов опасны, так как их используют западные спецслужбы для дестабилизации ситуации.