Мнения
Бесплатный
Игорь Цуканов
Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3835 от 21.05.2015 под заголовком: Компания недели: МТС

Ставка МТС на мобильный интернет продолжает работать

По итогам I квартала компания остается и формальным, и фактическим лидером рынка
Е. Разумный / Ведомости

Было время, когда ключевыми преимуществами МТС считались две вещи: наличие влиятельного акционера – АФК «Система» и исторически сформированная крепкая абонентская база – большое количество качественных (т. е. много говорящих) абонентов. Второе из этих преимуществ уже давно могло бы нивелироваться без специальных усилий со стороны компании. Первое – влиятельность акционера – могло пошатнуться после истории с «Башнефтью».

Тем не менее МТС остается и формальным, и фактическим лидером российского рынка мобильной связи, и в последнее время лидерство это только укрепилось. Свидетельством тому отчеты компаний сотовой «большой тройки» за I квартал, традиционно слабый, а в этом году еще и кризисный. У «Мегафона» выручка сократилась, «Вымпелком» показал нулевую динамику, и только МТС сохранила рост, пусть и небольшой – 3,6% (к тому же периоду 2014 г.). Я бы сказал даже, что теперь лидерство МТС стало более обоснованным. Компания, о которой долго бытовало мнение, что она пользуется идеями более инициативных конкурентов, доказала, что не боится экспериментировать и что эксперименты дают результат.

В 2011 г. МТС первой в России рискнула обнулить тариф на разговоры внутри сети, чтобы взимать деньги только за мобильный интернет-доступ. Результат: интернет-трафик вырос на порядок. Если в I квартале 2011 г. средний российский абонент МТС скачивал 216 Мб в месяц, то в I квартале 2015 г. – уже 2,14 Гб, следует из данных оператора. Сейчас МТС снова идет на риск – отменяет торговые наценки на смартфоны в своих салонах, а в конце года обещает ввести обратное субсидирование: за два-три года вернет покупателям смартфонов до 50% стоимости этих устройств, понемногу пополняя их мобильные счета. Логика примерно та же, что и с отменой платы за разговоры: продажа смартфонов как таковая перестает быть для МТС средством заработка, главное – стимулировать абонентов, которые еще не обзавелись смартфонами, поскорее сделать это.

Конкуренты не рискуют следовать за МТС. Их скепсис имеет право на существование, тем более что в абсолютном выражении, например, у «Мегафона» интернет-трафик на абонента еще выше (3,19 Гб в месяц в I квартале 2015 г.). Но, во-первых, в цифры «Мегафона» зашиты в том числе показатели «Скартела», приобретенного в 2013 г. А во-вторых, есть статистика по темпам роста доходов всех трех операторов от мобильного интернета, и она не в пользу «Мегафона»: у него эти доходы в I квартале 2015 г. выросли год к году только на 10,4%, а у МТС – на 26% (разница объясняется, правда, еще и тем, что «Мегафон» год назад хорошо заработал на мобильном интернете в Сочи как партнер Олимпиады).

Наконец, МТС учла опыт кризиса 2008–2009 гг.: тогда и она, и «Вымпелком» сократили инвестиции, а «Мегафон» нарастил – и на несколько лет вырвался вперед по развитию сети 3G и по доходам от мобильного интернета. На сей раз МТС бьет рекорды по капвложениям, тогда как «Мегафон» и «Вымпелком» их снижают. Конечно, и это рискованная политика, тем более что для АФК «Система», лишившейся «Башнефти», МТС теперь главный актив, генерирующий дивиденды. Но пока у МТС неплохо получается рисковать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать