Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3874 от 16.07.2015 под заголовком: Компания недели: ВГТРК

ВГТРК будет экономить на сериалах и шоу, но точно не на выпусках новостей

Расходы крупнейших телекомпаний России превысили их доходы

Четверть века назад, 14 июля 1990 г., постановлением президиума Верховного совета Российской Федерации была создана Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). И надо же было такому случиться, что именно 14 июля этого года в базе данных «СПАРК-Интерфакса» появилась отчетность ВГТРК за 2014 г., откуда выяснилось, что компания впервые с 2000 г. стала убыточной. Сама компания, впрочем, будет праздновать юбилей только в следующем году – через 25 лет после того, как в мае 1991 г. вышел в эфир первый выпуск «Вестей», – но все равно неприятно.

Ушла в минус ВГТРК из-за того, что расходы этого госхолдинга росли быстрее доходов. Так, выручка компании по РСБУ в 2014 г. увеличилась на 2,2% до 31,9 млрд руб., себестоимость продаж, продукции, товаров и услуг – на 5,8% до 52,9 млрд руб. Подавляющую часть выручки госхолдинг получает за счет размещения рекламы в телеэфире, поэтому такой небольшой рост доходов в прошлом году вовсе неудивителен: весь рынок телерекламы, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2014 г. увеличился лишь на 2% до 160 млрд руб.

Понять, за счет чего расходы ВГТРК росли быстрее, чем доходы, сложнее: отчетность госхолдинга довольно лаконична.

Очевидно, у компании выросли расходы на выпуск новостей и информационно-аналитических программ – с прошлой весны большая часть выпусков посвящена Украине, что означает дорогие командировки сотрудников. Да и выпуски стали длиннее. По сравнению с 2013 г. продолжительность новостных выпусков на восьми крупнейших российских каналах увеличилась суммарно на 2 часа в сутки (данные Ирины Полуэхтовой из аналитического центра Vi). Больше всего эфирное время, отведенное под новости, выросло именно на каналах ВГТРК – «России 24» (+36 минут в сутки) и «России 1» (+25 минут в сутки). Можно сказать, что ВГТРК стала еще активнее заниматься пропагандой в интересах государства, и, самое интересное, зрителям это понравилось. Аудитория «России 24» за пару месяцев выросла в несколько раз, зрителей у «России 1» тоже прибавилось, а совокупная доля зрителей, которые в среднем в день смотрели четыре канала ВГТРК, увечилась с 18,2 до 20,1% (данные TNS по зрителям старше четырех лет в городах с населением более 100 000 человек). Это самый большой рост среди крупнейших телекомпаний страны.

Получается, прибылью легко пожертвовали ради влияния? Нет, это слишком натянутый вывод. На практике руководителям государственных или квазигосударственных телекомпаний (например, «Газпром-медиа») зарабатывать на аудитории лишь чуть менее важно, чем влиять на нее. Эффективный, привлекательный для рекламодателей канал с дорогой картинкой – такой же повод для гордости, как и рейтинги новостей. К тому же акционер-государство, может, и не против помочь верным каналам, но его возможности из-за кризиса тоже ограничены. В бюджете этого года правительство сократило поддержку госСМИ на 10% и лишь недавно согласилось выделить дополнительно 7 млрд руб. «Первому каналу» и ВГТРК на поддержку работы их зарубежных корпунктов. Сокращать расходы госканалам крайне непривычно, но надо. Вряд ли мы станем видеть меньше новостей, но меньше дорогих сериалов и шоу – точно.