Музыка российского футбола

Чего мы не знаем о Фабио Капелло, Виталии Мутко и «Газпроме»

Изменения в российском футболе привычно скандальны и темны. Ответы на наболевшие вопросы рождают много новых вопросов.

После месяца переговоров с Фабио Капелло Российский футбольный союз (РФС) объявил о расторжении контракта с тренером сборной России. Кто вел переговоры, правда, мы точно не знаем – вероятно, министр спорта Виталий Мутко. Члены исполкома РФС тоже были не очень в курсе – например, после заседания 24 июня (предполагалось поначалу, что судьба Капелло будет решена на нем) председатель комитета массового футбола и программ развития Виктор Озеров сказал, что принято решение о назначении нового главного тренера сборной, «но, к сожалению, у исполкома по уставу нет полномочий для расторжения контракта [со старым]». Президента у РФС нет с 31 мая, у кого были полномочия, не очень ясно, но очевидно, что футбольные функционеры ждали решения наверху, а его все не было.

Наконец решение принято, Капелло уволен. Но мы не знаем сумму неустойки, которую он получит за разрыв контракта, и источник, из которого она будет выплачена. РФС весь в долгах, в том числе должен Леониду Федуну и Алишеру Усманову – вряд ли неустойку заплатят они. Можно, наверное, подозревать «Газпром» – ведь еще одно знаковое событие в российском футболе связано с ним. РФС внезапно за три дня до начала чемпионата страны поменял лимит легионеров. С формулы «10 иностранцев плюс 15 россиян в заявке команды», принятой всего полгода назад, перешли на «6 плюс 5 на поле». Предшествовало этому жесткое публичное заявление Алексея Миллера (не член РФС) о необходимости формулы «6 плюс 5» в интересах сборной. Если человек заказывает музыку, ему и платить вроде бы.

 Новую формулу продвигал и Виталий Мутко. Недавно принят закон о легионерах в российском спорте, лимиты будет контролировать Минспорт. Но подзаконные акты еще не готовы, и федерация вполне могла начать чемпионат по своим правилам. Она благоразумно предпочла правила поменять, поскольку новым президентом может стать именно министр спорта. Дмитрий Медведев, когда-то запретивший чиновникам возглавлять спортивные федерации, теперь Виталию Мутко разрешил. Да и Владимир Путин озабочен тем, что происходит в нашем футболе, как говорит еще один член исполкома РФС – Сергей Степашин.

Зачем нужно совмещение постов, мы тоже не знаем. Возникает конфликт интересов с другими видами спорта; FIFA не любит вмешательства светских властей в дела властей футбольных. Впрочем, у Мутко отличные отношения с FIFA, и честное избрание его главой РФС не будет сочтено вмешательством.

Система управления футболом не лучше и не хуже системы управления страной. У страны на повестке экономический кризис, патриотизм, ручной централизм. Соответственно, РФС недееспособен, дорогого иностранного тренера меняем на дешевого отечественного, сокращаем число легионеров. Можно ли делать свой бизнес на таком падающем рынке? Конечно. И на бюджетном финансировании развития футбола, и на протекционизме для российских игроков. Да, мы теперь считаем рубли, а не доллары, но по-прежнему в тени.