Отвод минометов сам по себе не приведет к миру в Донбассе

До сих пор не выполнен полный отвод и тяжелых систем

В среду президент Украины Петр Порошенко пообещал, что украинская сторона одобрит достигнутое на заседании в Минске контактной группы в составе представителей ОБСЕ, Украины, России и самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик соглашение об отводе на 15 км от линии соприкосновения в Донбассе танков и артиллерийских систем калибром 100 и менее миллиметров. Этому соглашению, заключить которое еще в начале весны предлагали ДНР и ЛНР, предшествовала объявленная ранее инициатива их представителей об одностороннем отводе этих вооружений на 3 км.

Танки и малокалиберная артиллерия (на практике это противотанковые пушки и 82-миллиметровые минометы) оказались за рамками «Комплекса мер» – дорожной карты по выполнению минских соглашений, подписанной в феврале этого года, в этом документе речь идет об отводе артиллерии калибром только более 100 мм. В «Комплексе мер» предусматривался отвод большинства таких систем на 25 км в каждую сторону, а для особо дальнобойных – на 35 км с целью исключить взаимные обстрелы из этих вооружений. Отвод малокалиберной артиллерии на 15 км в теории должен исключить ее использование для обстрелов, а отвод на такое же расстояние танков – лишить стороны средств, без которых невозможны сколько-нибудь масштабные наступательные действия.

Сможет ли это соглашение, если оно будет одобрено, положить конец непрекращающимся взаимным обстрелам, в том числе обстрелам украинской артиллерией Донецка (самый острый вопрос, который стал главной причиной возобновления активных боевых действий в январе – феврале этого года)? Само по себе вряд ли, поскольку и тяжелую артиллерию обе стороны целиком не отвели, несмотря на принятые в «Комплексе мер» обязательства. Этот факт постоянно, в том числе и в эти дни, фиксируется наблюдателями ОБСЕ, как и обстрелы из систем такого калибра.

Среди других пунктов минского «Комплекса мер» также нет выполненных, и даже конкретные переговоры по их выполнению в составе рабочих групп начались только в мае. Тем не менее все стороны продолжают регулярно заявлять, что минским соглашениям и политическому урегулированию нет альтернативы, и уже раздаются предложения, чтобы минский процесс продлился в будущем году, если установленные в феврале временные рамки (до конца 2015 г.) не будут соблюдены. Альтернативой мирному процессу, к сожалению, является война, но в ближайшие месяцы обе стороны вряд ли будут готовы и к масштабным операциям с решительными целями.