Афганистан как новая Сирия

Что означает демонстративная активность России в Центральной Азии

Обстановку в Афганистане Москва может использовать для расширения российского военного присутствия в Центральной Азии и демонстрации внешнеполитического влияния.

В пятницу на встрече глав стран СНГ в Казахстане Владимир Путин заявил, что ситуация в Афганистане близка к критической: «Террористы разных мастей набирают всё больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. Одна из их целей – прорваться в Центральноазиатский регион». Минобороны России предупреждает об опасности распространения влияния «Исламского государства» (запрещено в России) на Центральную Азию и разрабатывает планы совместной охраны таджикско-афганской границы. МИД России объявил, что 14-летняя кампания США и союзников в Афганистане окончилась полным провалом.

Боевики различных группировок активизировались на севере Афганистана, но угрозу исламистов соседним странам не следует преувеличивать. Леонид Исаев из НИУ ВШЭ недавно побывал в Афганистане и считает, что правительство способно контролировать ситуацию в стране, особенно после продления пребывания контингентов США и НАТО. Драматизируя положение на севере, афганское руководство пытается добиться расширения помощи, в том числе и из России.

Массовому проникновению боевиков ИГ в Афганистан препятствует Иран. Главные противники афганского правительства – Талибан (запрещен в России) – это национальное пуштунское движение, значительная часть его руководителей против вторжения ИГ, которое они считают чужеземцами. Стремление талибов к внешней экспансии и дестабилизации Центральной Азии слабее, чем его пытаются представить, отмечает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. Однако отдельные полевые командиры исламистов способны перейти пограничную реку Пяндж ради демонстрации силы или для грабежа. Ну а попытку прорыва исламистов через границу с Таджикистаном можно показательно подавить, не забыв представить ее следствием неэффективности войск США и НАТО и слабости афганского правительства.

Нагнетание обстановки вокруг Афганистана выгодно России. Она получает возможность показать – прежде всего своим гражданам, – что остается гарантом стабильности в Центральной Азии. При этом на самом деле важно, чтобы американцы остались в Афганистане и реально контролировали ситуацию.

Мы же пошлем, например, 30 самолетов и будем спокойно рассуждать о провале международной коалиции.