Зачем Алишер Усманов вложил $100 млн в киберспорт

Ставка сыграет, если киберспорт станет следующим большим медиа

На прошлой неделе бизнесмен Алишер Усманов объявил о крупной сделке. Он инвестирует $100 млн в компанию Virtus.pro – организатора киберспортивных турниров (соревнований по компьютерным играм). И сумма, и объект инвестиций выглядят неожиданно только на первый взгляд.

Компания Virtus.pro основана россиянином Антоном Черепенниковым еще в 2003 г. Она выросла из команды игроков в компьютерный игровой шутер Counter-Strike. Позже команды Virtus.pro начали играть и в другие игры – Dota 2, Heroes of the Storm, World of Tanks. «Википедия» перечисляет регалии этого киберспортивного клуба: «многократный чемпион России и СНГ, обладатель 100 золотых медалей, 170 серебряных, 220 бронзовых более чем в 10 дисциплинах». Возможно, это обстоятельство привлекло Усманова, владеющего долей в «Арсенале» – одном из самых успешных английских футбольных клубов.

Правда, насколько Virtus.pro удачный бизнес, непонятно: финансовых показателей компания не раскрывает. Зарабатывает проект на организации турниров и контенте – трансляциях, интервью с игроками, обучающих пособиях, рекламе в сообществах в соцсетях и др.

Сам киберспорт сравнительно новое явление. Турниры по самым популярным играм проходят с конца 1990-х гг., однако широкую популярность киберспорт стал приобретать только недавно. По оценке Superdata, аудитория киберспорта превысит в этом году 130 млн человек, а объем этого рынка составит $612 млн – всего в 6 раз больше инвестиции Усманова в Virtus.pro.

Многие считают, что киберспорт может стать следующим большим медиа, которое соберет любителей спорта в онлайне. А это значит, что туда придут и рекламные бюджеты крупных компаний: киберспортом уже интересуются крупные рекламодатели вроде Coca-Cola, American Express, Intel. По мнению основателя Wargaming (разработчик игры World of Tanks) Виктора Кислого, киберспорт скоро станет новой медийной реальностью. «Во всем этом уже есть элемент Голливуда, – говорил он. – Он еще делает первые шаги, но очень быстро развивается вместе с развитием новых технологий, мобильных устройств». В прошлом году компания Amazon купила почти за $1 млрд мобильное приложение Twitch, которое транслирует киберспортивные битвы в онлайне. А в этом году видеостримингом игр занялся и такой гигант, как YouTube.

Возможно, Усманов хочет застолбить за собой новый растущий рынок, вложив деньги в создание киберспортивной платформы. Бизнесмен хорошо известен своими удачными инвестициями в технологические компании, которые он делал вместе с инвестором Юрием Мильнером. Так, в 2009–2010 гг. Мильнер и Усманов купили 10% акций Facebook, оценив всю соцсеть в $10 млрд. В разгар мирового финансового кризиса эта оценка казалась безумной: Facebook не могла привлечь средства и согласилась на предложение не известных тогда в США русских инвесторов. В 2012 г. Facebook провела IPO и получила на порядок более высокую оценку – $100 млрд.

В 2011 г. Усманов купил миноритарную долю в китайском гиганте электронной коммерции Alibaba Group. Он вместе с другими инвесторами оценил тогда Alibaba в $1,6 млрд. Сейчас ее капитализация на NYSE превышает $180 млрд.