Купить LinkedIn и не загубить

Сможет ли Microsoft удачно распорядиться крупнейшим своим приобретением

На прошлой неделе корпорация Microsoft объявила о крупнейшей в своей истории сделке – компания покупает сеть профессиональных контактов LinkedIn. Microsoft заплатила за LinkedIn $26 млрд – почти на 50% больше капитализации компании на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Сразу после объявления о покупке акции LinkedIn взлетели почти на 50%. Аналитики оценивают эту сделку как самую крупную на технологическом рынке в этом году. Многие даже предрекают последующий бум на рынке слияний и поглощений. Но что это означает для Microsoft и LinkedIn?

LinkedIn – самая крупная социальная сеть со специализацией, у нее, по собственным данным, более 430 млн пользователей. Несмотря на выручку в $2,9 млрд в 2015 г., компания остается убыточной: ее убыток по итогам года составил $166 млн. Ее конкурент – крупнейшая в мире соцсеть Facebook лучше монетизирует свою более чем миллиардную аудиторию: в 2015 г. она получила $17,93 млрд выручки и $1,56 млрд чистой прибыли. Facebook преуспела на рынке мобильной рекламы, которая приносит компании более 80% рекламной выручки.

По сути, успех Facebook предопределил судьбу остальных соцсетей, которым все труднее претендовать на роль мирового игрока. Это ставит вопрос и о будущем LinkedIn, которой пока удается удерживать аудиторию за счет работы на специфическом рынке хедхантинга. Но и в этой нише возможны перемены: та же Facebook уже запустила профессиональную версию соцсети – Facebook at Work. Она ориентирована как раз на профессиональные интересы – т. е. нишу LinkedIn. Поэтому переход под крыло Microsoft, возможно, не самое плохое будущее – в том случае, если, конечно, корпорация не загубит купленный бизнес и сможет интегрировать его в свои сервисы.

У Microsoft сложная история крупных покупок. В 2014 г. компания за $5,4 млрд приобрела финскую Nokia, когда-то одного из лидеров на рынке смартфонов. Эту покупку нельзя назвать удачной: Microsoft так и не удалось существенно нарастить свою долю на рынке мобильных операционных систем (ОС). Android в 2015 г. занял 81% рынка ОС для смартфонов и планшетов, iOS – 16% (данные партнера KPCB Мэри Микер). То есть доля Windows Phone от Microsoft умещается в скромные 3% рынка категории «другие». В прошлом году Microsoft списал часть активов Nokia на сумму $7,6 млрд, а недавно объявил о намерении продать бизнес Nokia по производству телефонов начального уровня структурам Foxconn за $350 млн.

Еще одна знаковая сделка Microsoft – покупка Skype в 2011 г. за $8,5 млрд. Skype когда-то был лидером на рынке мессенджеров и программ для интернет-телефонии. Однако Microsoft опять же не удалось придать этому бизнесу ускорение, и сейчас на рынке мессенджеров доминируют другие сервисы – WhatsApp, Facebook Messenger, WeChat.

То есть многие последние сделки Microsoft можно рассматривать как попытку компании вскочить в уходящий поезд. Это нормальная стратегия для крупных компаний, вопрос в том, удастся ли Microsoft извлечь пользу из этой покупки. Еще в 2007 г. Microsoft купил символические 1,6% Facebook за $240 млн. Эта инвестиция осталась финансовой: компания так и не смогла выйти еще на один упущенный рынок – социальных сетей.