Борьба была весной

Политолог Аббас Галлямов рассказывает, в чем был истинный смысл праймериз «Единой России»

Идущая сейчас думская кампания, похоже, войдет в историю как одна из самых скучных и невыразительных. И политические партии, и одномандатники ведут себя так, будто они не за власть борются, а повинность отбывают – ни драйва, ни энтузиазма. И это при том, что продолжающееся снижение уровня жизни, безусловно, уменьшает электоральный потенциал российских властей и, казалось бы, должно стимулировать оппонентов «Единой России».

У такого положения дел есть разные причины, но одной из важных стали праймериз, проведенные партией власти.

Поверив разговорам о том, что Кремль ищет свежие лица и электоральные персонажи, многие сильные кандидаты, которые собирались выдвигаться против единороссов от других партий, приняли вместо этого участие в предварительном голосовании, организованном «Единой Россией». В результате столкновение между ними и кандидатами, пользовавшимися поддержкой административного ресурса, произошло не летом, в ходе основной выборной кампании, а чуть раньше – весной. К моменту официального объявления выборов все уже было кончено.

В этом и заключался великий смысл мероприятия. Реальная борьба была лишена статуса предвыборной и превращена в партийный междусобойчик. По его окончании проигравшие кандидаты с удивлением обнаружили, что они уже вне игры. На этапе вхождения в праймериз все они подписались под обещанием не выдвигаться на выборы от иных партий и не идти самовыдвиженцами. Соглашаясь на это в марте, никто из них не придал подписанной бумаге особого значения: все они готовились побеждать и предлагаемые декларации казались им пустой формальностью – чем-то из серии регулярно заключаемых соглашений о честных выборах. В июне до проигравших праймериз дошло, что повторное выдвижение – это уже нарушение данного властям обещания и игра против правил. Ну а то, как российские власти поступают с теми, кто играет не по правилам, всем хорошо известно. Идти напролом, подобно Михаилу Юревичу (экс-губернатор Челябинской области, был снят с праймериз «Единой России», пытался пойти на выборы от Российской партии пенсионеров, но не зарегистрирован Центризбиркомом, Верховный суд подтвердил решение ЦИК. – «Ведомости»), способны единицы.

Так бóльшая часть кандидатов, которые были способны создать проблемы единороссам, оказалась выключенной из борьбы, а оппозиционные партии остались без ресурсов. Зимой и весной они еще потирали руки, ожидая наплыва сильных игроков с деньгами. К началу лета выяснилось, что все потенциальные кандидаты уже обещали Кремлю не выдвигаться от других партий. Включать их после этого в свои списки стало делом слишком рискованным.

История о том, как множество умных и циничных людей, каковыми являются российские политики, купились на все это и поверили обещаниям партии власти, что праймериз будут честными, а административный ресурс на них применяться не будет, любопытна сама по себе. Весь секрет в том, что количество здесь перешло в качество. Если бы Кремль сказал о честности один раз, то никто бы не обратил на это внимания. Но Кремль сказал об этом не один раз, а тысячу. Говорил об этом на протяжении долгого времени. В какой-то момент он вообще перестал говорить что-нибудь еще. Только «демократичность», только «легитимность», только «конкуренция», только «открытость». Удивительно, но это сработало. Соискатели поверили. Когда-то Наполеон сказал, что из всех фигур риторики только одна по-настоящему заслуживает внимания: повторение. Вячеслав Володин подтвердил эти слова на практике.

Когда мы говорим об использовании административного ресурса, стоит обратить внимание на то, что применять его на праймериз было гораздо легче, чем делать это на «настоящих» выборах. Членов счетных комиссий так и инструктировали: это не выборы, это партийное мероприятие, оно не регулируется законом и никакого наказания за фальсификации не предусмотрено. Программы наблюдения «оппозиционных» кандидатов в таких условиях потеряли всякий смысл. Что толку ловить фальсификаторов за руку, если никаких правовых последствий это не несет? То, что в сентябре выглядело бы как кража голосов у оппозиции, в мае смотрелось как мало кому интересные разборки внутри партии власти. Некоторые из наиболее влиятельных федеральных изданий даже отказывались освещать подобное. А ведь это и была настоящая политическая борьба.

Главную свою задачу на этих выборах Кремль видит в том, чтобы избежать скандалов. Нет никаких сомнений, что так оно теперь и будет. Большая часть скандалов была заботливо проведена заранее. И общество их не заметило.

Автор – политолог