Статья опубликована в № 4154 от 06.09.2016 под заголовком: От редакции: Трансляция борьбы

Трансляция борьбы

Кому нужны предвыборные теледебаты

Предвыборные дебаты в России не выполняют своего прямого назначения. Они не слишком интересны публике, недостаточно влияют на мнение избирателей, зато позволяют власти говорить о соблюдении демократических стандартов. Впрочем, дискуссии между представителями партий в прямом эфире дают редкую, особенно для непарламентской оппозиции, возможность открыто критиковать власть на центральных телеканалах фактически в прайм-тайм.

Владимир Путин в интервью агентству Bloomberg отметил, что рейтинг «Единой России» падает из-за более частого появления оппозиции на телеэкранах в предвыборный период, в том числе ее участия в теледебатах. «Они очень красиво смотрятся на экране телевизора: они ругаются, они клеймят позором представителей правящей партии», – объяснил президент.

Но влияние предвыборных дебатов в нашей стране на мнение избирателей не следует переоценивать. По данным опроса «Левада-центра», дебаты смотрели 33% опрошенных, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ) – и того меньше, 21%. Больше всего, по данным социологов, теледебатами интересуются сторонники КПРФ. Интерес к нынешним дискуссиям ниже, чем пять лет назад, и примерно соответствует уровню 2007 г. В ноябре 2011 г., по данным «Левада-центра», дебаты видели 47% опрошенных, в ноябре 2007 г. – 29%. Предвыборные дебаты кандидатов в президенты зимой 2012 г., по данным ФОМа, смотрели 45% респондентов. Для сравнения: предвыборные дебаты кандидатов в Национальное собрание Франции смотрят в среднем около 50%. Теледуэль в прямом эфире между кандидатами в президенты Николя Саркози и Сеголен Руаяль в 2007 г. видели 83%.

В России участие кандидатов в дебатах стало обязательным с февраля 2016 г. Инициаторы этого законопроекта надеялись, что это повысит конкуренцию. Большинство потенциальных избирателей (по данным «Левада-центра», от 47% сторонников ЛДПР до 59% избирателей КПРФ) считают предвыборные дискуссии на телевидении полезными и помогающими раскрыть программу партий. Бесполезными элементами политического шоу их называют от 32 до 40%. Около 25% смотревших дебаты (данные ФОМа) полагают, что выступления участников могут повлиять на их голосование.

Парламентские партии в обычное время имеют существенное преимущество перед оппонентами в доступе к телеэфиру, поэтому на дебатах они стремятся сохранить статус-кво и «засушить» дискуссию, отмечает политолог Евгений Минченко. Дебаты более выгодны «догоняющим» партиям, которые получают редкую возможность продемонстрировать свои программы и лидеров массовому избирателю, но лишь немногие кандидаты способны на яркое выступление. Кроме того, отечественный формат дебатов обедняет отсутствие перекрестных вопросов. Такие дебаты не создают полноценной конкуренции идей и кандидатов, зато позволяют властям утверждать, что в России работают демократические институты и механизмы, считает политолог Михаил Виноградов.