Как россияне видят круг ответственности президента

Есть вещи, неподвластные ручному управлению

Владимир Путин – не только президент, но иногда еще немного губернатор, мэр и глава района. Как следует из результатов опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного по итогам прямой линии президента, 42% россиян уверены, что президент несет ответственность в том числе и за решение местных проблем, а 44% считают правильным, что он занимается сугубо локальными вопросами вроде ликвидации свалки в подмосковной Балашихе. За то, чтобы ответственность была поделена между Москвой и регионами в соответствии с Конституцией, высказался 51% опрошенных.

Социальный инфантилизм распределен в обществе довольно равномерно. Общее соотношение традиционалистов, воспринимающих государство как «большую семью», глава которой отвечает за все, и модернистов с протогражданской позицией сохраняется на разных уровнях выборки, отмечает ведущий аналитик ФОМ Григорий Кертман: и по уровню образования, и по типу населенного пункта (Москва и Петербург не исключение). А среди молодежи традиционалистов оказалось даже несколько больше среднего.

Этот расклад, помимо устойчивости патерналистских идей в российском обществе, хорошо иллюстрирует и довольно приблизительные представления значительной части россиян о разграничении полномочий и сфер ответственности во власти. Те, кто считает неправильным решение местных проблем руками президента, видят в этом признак неэффективной работы системы («есть люди, которые получают за это зарплату и должны выполнять свои обязанности»). Те же, кто приветствует привлечение Путина к решению локальных проблем, наоборот, считают участие президента залогом того, что система в принципе может работать («местные власти не шевелятся, пока им не прикажут сверху»). Но и Путин не всесилен: только 55% считают, что вмешательство президента заставит местные власти оперативно решить проблему, а 38% полагают, что и после окрика из Кремля ничего не изменится. Кругом «борзота»!

Это довольно значительная доля для страны, ежегодно поставляющей президенту сотни тысяч жалоб на плохих бояр (последняя прямая линия стала фактической «поркой губернаторов») и наблюдающей ритуал аврального их удовлетворения. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев выехал на балашихинскую свалку едва ли не во время президентского эфира, на следующий день СКР заявил о выявленных нарушениях при выдаче разрешений на строительство. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров немедленно отправился в село Каракумское, откуда президенту позвонили пострадавшие от наводнения и не получившие компенсаций жители, – деньги им перевели еще до прибытия губернатора. В восьми регионах прошли проверки силовых ведомств, в трех – контрольного управления президента.

Но свалка в Балашихе все еще на месте и, вероятно, останется там еще на несколько лет, пока не будет построен новый пункт приема отходов. Есть вещи, неподвластные ручному управлению, и 38% россиян о чем-то таком, видимо, догадываются.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)