Кому нужна Сирия

Теперь Россия будет мирить Израиль и Иран

Изменение военно-политической обстановки в Сирии и распад территории, контролируемой боевиками ИГ, на несколько очагов вызвали необходимость обсудить новый расклад сил в стране. В минувшую среду премьер Израиля Биньямин Нетаньяху встретился с Владимиром Путиным. Нетаньяху сообщил в интервью телеканалу Channel 20 Israel, что переговоры были необходимы из-за изменившейся ситуации на юге Сирии. В тот же день министр обороны России Сергей Шойгу объявил о прекращении гражданской войны в Сирии, которого удалось добиться благодаря отделению умеренной оппозиции от террористов. В воскресенье Минобороны сообщило об уничтожении сирийскими войсками при поддержке российской авиации 800 боевиков, 13 танков и 39 вооруженных пикапов.

Главные силы террористических группировок в Сирии потерпели поражение на поле боя, но гражданская война продолжится в виде партизанских действий, поясняет эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Говорить об особых заслугах России в разделении оппозиции на «хорошую» и «плохую» не приходится: российскую авиацию не раз упрекали, что она атакует силы оппозиции чаще, чем ИГ. В последние месяцы Москве удалось смягчить конфликт между оппозицией и Асадом, поясняет востоковед Леонид Исаев, но это не означает устранения его причин.

Поражение ИГ и других радикальных группировок вызвало соревнование победителей: Москва вместе с Дамаском и Тегераном и западная коалиция вместе с арабскими странами и курдами доказывают, что именно они внесли ключевой вклад в разгром террористов, отмечает Фролов. Кремль достиг тактического успеха и может говорить о решающей роли в победе над ИГ, но в действительности речь скорее идет о выигрыше Асада, который на неопределенный срок сохранил свою власть, и поддержавшего его Ирана.

Запад и США согласны на сохранение Асада у власти и не хотят заниматься Сирией, теперь Москва вряд ли сможет разменять свою помощь в сирийском урегулировании на уступки по другим проблемам, полагает Фролов. России придется самой мирить Асада и проиранские силы с суннитской оппозицией, а также пытаться решать новую проблему – мирить Израиль, обеспокоенный появлением проиранских сил рядом с границей, с Ираном. Экономический выигрыш России неочевиден: она может конкурировать за участие в послевоенном восстановлении Сирии с Ираном, но не в состоянии соревноваться с Китаем, отмечает Исаев.