Статья опубликована в № 4422 от 05.10.2017 под заголовком: Компания недели: «В контакте»

«В контакте» заплатит за музыку пользователями

Социальные сети – тоже бизнес

Социальная сеть «В контакте» на прошлой неделе объявила, что сократит время бесплатного фонового прослушивания музыки до часа в день, а в дальнейшем – до получаса. Так же поступила социальная сеть «Одноклассники» (обе входят в Mail.ru Group). Это требование правообладателей, объяснил представитель «В контакте». Когда-то неограниченные запасы музыки внутри «В контакте» стали фишкой этой соцсети. В магазинах мобильных приложений можно было найти пару десятков неофициальных сервисов для бесплатного прослушивания музыки «В контакте». Теперь пользователей готовят к тому, что бесплатной музыки не бывает: либо плати, либо слушай рэпера Pharaoh вперемешку с рекламой «Тинькофф банка».

Каждая социальная сеть по природе шизофренична. С одной стороны, сервисы максимально заточены под удобство пользователей. С другой – социальные сети, как любой бизнес, заняты зарабатыванием денег и, как правило, такой заработок означает ограничение удобств для тех же пользователей.

То же самое можно сказать о многих других условно бесплатных проектах. Телеканалы развлекают зрителей, но в обмен навязывают рекламные паузы. Но именно у социальных сетей эта дихотомия особенно явная. Социальные сети обещают свободу общения и самовыражения. Кажется, вот-вот сбудутся прогнозы футурологов и социальные сети станут государствами нового типа – гораздо более прогрессивными и заботливыми, чем любая демократия. Марку Цукербергу даже не понадобится баллотироваться в президенты США, это американцам в какой-то момент достаточно будет стать уже не просто пользователями, а гражданами Facebook.

Розовой идиллии из голливудского фильма Circle мешает самое банальное зло – деньги. И российскому «В контакте» тут сложнее, чем Facebook. Основанная либертарианцем Павлом Дуровым русская социальная сеть изначально давала гораздо больше свободы пользователям – они массово загружали и делились музыкой и видеороликами без оглядки на правообладателей. На претензии правообладателей – музыкальных студий, продюсеров фильмов и сериалов – руководители «В контакте» отвечали, что соцсеть не несет ответственности за действия пользователей.

Но постепенно ситуация с «В контакте» изменилась. К руководству сети пришли гораздо более прагматичные люди, которые понимали, что с правообладателями лучше договориться и зарабатывать деньги вместе. С тех пор «В контакте» потихоньку обрезает пользователям вольницу. Кто-то из правообладателей и сейчас не согласится с заявлением самой «В контакте», что теперь это полностью легальный, белый и пушистый сервис. Но факт остается фактом – соцсеть удаляет все больше нелегального контента и за последние годы подписала контракты с крупнейшими музыкальными мейджорами. Теперь сеть приучает пользователей к легальному потреблению – т. е. платному или в обмен на рекламу. Сразу отключить бесплатное прослушивание музыки – навлечь на себя громкие проклятья пользователей. Лучше резать хвост по частям: кот будет орать, но к процедуре привыкнет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more