Статья опубликована в № 4455 от 22.11.2017 под заголовком: Жизнь общих новостей

Как новости влияют на личную информационную повестку

Россияне считают тему важной, если про нее много пишут СМИ

Российские печатные СМИ и их читатели живут примерно одной информационной повесткой: с одной стороны, это подтверждает общепринятую теорию о заметном влиянии СМИ на ее формирование, с другой – демонстрирует погруженность россиян в вопросы, которые имеют мало отношения к их частной жизни, вытекает из исследования социолога ВШЭ Анастасии Казун Agenda-Setting in Russia Media.

Казун проанализировала публикации в печатных СМИ по базе системы «Интегрум» (около 500 журналов, более 250 федеральных и 1000 региональных газет) с января 2014 г. по декабрь 2016 г., выделив 884 события, о которых чаще всего писали СМИ. Повестка СМИ была соотнесена с общественной повесткой на основе исследований «Левада-центра» за тот же период: социологи ежемесячно спрашивают респондентов, какие события последних четырех недель запомнились им больше всего. В те годы это было среднее между открытым и закрытым опросом, поясняет Денис Волков из «Левада-центра».

Пересечения повесток значительные, они во многом совпадают, говорится в исследовании. Но 90% событий, которые люди называли «запоминающимися», не были связаны с окружающей их жизнью, отмечает Казун: респонденты склонны выделять либо общероссийские события (как правило, культурные или спортивные), либо международные с участием России (война на Украине и в Сирии). Россиян, конечно, волнует курс рубля и инфляция, но новости на эту тему вписывались в международный контекст, указывает Казун.

На запоминаемость события, как вытекает из исследования, влияют интенсивность его обсуждения в печатных СМИ и близость публикаций в СМИ по времени к дате опроса, что, впрочем, мало говорит об их важности. Большие объемы информации создают запрос на их объяснение, трактовку – но за этим читатели обращаются не к СМИ, а в основном к своим родственникам и знакомым. Интересно, что исследование выявило сильную корреляцию повестки именно печатных СМИ и респондентов «Левады», хотя около 80% россиян, по данным социологов, получают информацию преимущественно из телевизора: получается, газеты и телевидение живут одним набором новостей, за другой информацией нужно обращаться к другим источникам – соответственно, к интернет-СМИ и соцсетям. Другое дело, что СМИ не только влияют на повестку, но и следуют за ожиданиями аудитории: это взаимно индуцированное влияние. Логично, что повестки совпадают: журналисты и их аудитория – члены одного социума, считает Алексей Левинсон из «Левады», это и делает возможным феномен российского общественного мнения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more