Статья опубликована в № 4455 от 22.11.2017 под заголовком: Жизнь общих новостей

Как новости влияют на личную информационную повестку

Россияне считают тему важной, если про нее много пишут СМИ
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Российские печатные СМИ и их читатели живут примерно одной информационной повесткой: с одной стороны, это подтверждает общепринятую теорию о заметном влиянии СМИ на ее формирование, с другой – демонстрирует погруженность россиян в вопросы, которые имеют мало отношения к их частной жизни, вытекает из исследования социолога ВШЭ Анастасии Казун Agenda-Setting in Russia Media.

Казун проанализировала публикации в печатных СМИ по базе системы «Интегрум» (около 500 журналов, более 250 федеральных и 1000 региональных газет) с января 2014 г. по декабрь 2016 г., выделив 884 события, о которых чаще всего писали СМИ. Повестка СМИ была соотнесена с общественной повесткой на основе исследований «Левада-центра» за тот же период: социологи ежемесячно спрашивают респондентов, какие события последних четырех недель запомнились им больше всего. В те годы это было среднее между открытым и закрытым опросом, поясняет Денис Волков из «Левада-центра».

Пересечения повесток значительные, они во многом совпадают, говорится в исследовании. Но 90% событий, которые люди называли «запоминающимися», не были связаны с окружающей их жизнью, отмечает Казун: респонденты склонны выделять либо общероссийские события (как правило, культурные или спортивные), либо международные с участием России (война на Украине и в Сирии). Россиян, конечно, волнует курс рубля и инфляция, но новости на эту тему вписывались в международный контекст, указывает Казун.

На запоминаемость события, как вытекает из исследования, влияют интенсивность его обсуждения в печатных СМИ и близость публикаций в СМИ по времени к дате опроса, что, впрочем, мало говорит об их важности. Большие объемы информации создают запрос на их объяснение, трактовку – но за этим читатели обращаются не к СМИ, а в основном к своим родственникам и знакомым. Интересно, что исследование выявило сильную корреляцию повестки именно печатных СМИ и респондентов «Левады», хотя около 80% россиян, по данным социологов, получают информацию преимущественно из телевизора: получается, газеты и телевидение живут одним набором новостей, за другой информацией нужно обращаться к другим источникам – соответственно, к интернет-СМИ и соцсетям. Другое дело, что СМИ не только влияют на повестку, но и следуют за ожиданиями аудитории: это взаимно индуцированное влияние. Логично, что повестки совпадают: журналисты и их аудитория – члены одного социума, считает Алексей Левинсон из «Левады», это и делает возможным феномен российского общественного мнения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more