Дело плюшевых единорогов

Как сочетается десятилетие детства в России и подростки в СИЗО

В 2018 г. в России стартовало десятилетие детства, указ подписал Владимир Путин. 18 марта президент триумфально переизбрался на новый срок. За два дня до этого Дорогомиловский суд Москвы на два месяца арестовал членов группы «Новое величие» по обвинению в создании экстремистской организации, в том числе 17-летнюю Анну Павликову. Это девушка с плюшевым единорогом в руках, ее фотография стала символом Марша матерей, который пройдет в среду в Новопушкинском сквере Москвы (акция не санкционирована). На прошлой неделе суд продлил ее арест и оставил в СИЗО, хотя адвокаты просили перевести ее под домашний арест.

По делу арестованы 10 человек – среди них кроликовод и участник движения «охотников на педофилов», два студента, программист, Павликова работала в ветеринарной клинике. Они следили за движением «Артподготовка», признанным экстремистским, обсуждали политику на встречах, ходили на оппозиционные митинги. Однажды ездили в Подмосковье стрелять из карабина и тренироваться в метании коктейлей Молотова. По словам защиты Павликовой, девушка «выезжала с друзьями на природу», ее, как любителя животных, привлекали кролики, а «тренировки» никакого интереса не вызывали. Еще одна обвиняемая – 19-летняя Мария Дубовик в выездах участия не принимала.

Абсурдность дела «Нового величия» в том, что свою структуру эта группа оформила, как предполагает защита, с подачи и при непосредственном участии сотрудника силовых органов, который называл себя Русланом Д. Некоторые участники группы считают его руководителем организации (по версии следствия, ее возглавлял Руслан Костыленков). Именно Руслан Д. снял помещение для встреч участников, взялся писать устав организации и придумал ее структуру, которая и подпала под ст. 282.1 УК. Как следует из постановления о возбуждении дела, задачей «Нового величия» было участие в народных восстаниях и революционных действиях, писала «Медиазона». К весне начались разговоры о роспуске организации (Павликова еще раньше хотела покинуть группу, но Руслан Д., как говорит адвокат девушки, уговорил ее остаться), однако в марте участников задержали. Руслан Д. позднее дал ключевые показания на фигурантов дела. Закон об оперативно-розыскной деятельности запрещает тем, кто ее ведет, подстрекать и склонять к совершению противоправных действий.

Защита Дубовик просила председателя СКР Александра Бастрыкина и генпрокурора Юрия Чайку прекратить преследование девушки. Бастрыкин не раз говорил о тревоге, которую у него вызывает семейное насилие над детьми. Здесь речь идет о государственном насилии над двумя девушками, которых суд оставляет в СИЗО, несмотря на проблемы со здоровьем.

За последний год мы наблюдали два разнонаправленных течения. В Сочи проходил фестиваль молодежи и студентов, где рассуждали о социальных лифтах, в это же время директор одной из школ говорила ученикам, что у них нет собственного мнения. Президент встречался со школьниками на «Открытом уроке», рассказывал о сложности мира и о проблемах выбора, а на несанкционированных акциях полиция выкручивала руки подросткам. Угроза, которую будут представлять Дубовик и Павликова, если отпустить их из СИЗО под домашний арест, возможно, очевидна для суда, но не очевидна для тех, кто собирается выйти на Марш матерей. Как написала активистка Pussy Riot Надежда Толоконникова, которая в 22 года попала за решетку за панк-молебен, какие же они подростки, если не требуют немедленно улучшить мир.