Статья опубликована в № 4632 от 16.08.2018 под заголовком: Компания недели: «В контакте»

Почему уголовные дела против пользователей «В контакте» вредят компании

Бизнес соцсетей строится на доверии

В России сажают людей за комментарии в социальных сетях, репост чужих картинок, лайки под чужими постами. Очень часто такие дела заводятся по статьям об оскорблении чувств верующих, практически все приговоры связаны с действиями пользователей внутри социальной сети «В контакте», которая принадлежит Mail.ru Group. Почему следователи заводят дела именно по записям в аккаунтах этой соцсети? В отличие от Facebook российская компания раскрывает данные пользователей по запросам российских правоохранительных органов. Так следователи легко могут доказать в суде, что картинку о воскрешении Джона Сноу перепостила не мифическая Алиса Селезнева, а конкретный Иван Иванов, 2009 года рождения, зарегистрированный на ул. Ленина в Самаре.

История стала такой масштабной, что пользователи «В контакте» вычищают архивы от мемов и постов на любые религиозные и политические темы или вовсе удаляют свои аккаунты из соцсети, призывая друзей сделать то же самое. «В контакте» официально опровергает, что отток пользователей происходит. Но в любом случае речь пока не идет о миллионах аккаунтов, и на фоне аудитории в 70 млн пользователей в России можно было бы счесть такие потери минимальными.

Но стратегически это очень плохая история для «В контакте». В конечном итоге весь бизнес соцсети строится на доверии пользователей – на доступе к нашей жизни, фотографиям, рассказам о поездках и ресторанах, покупках, музыке, фильмах и сериалах, о новой прическе в конце концов. Сеть скрупулезно собирает эти крохи информации, систематизирует и потом пачками продает нас рекламодателям. Производитель купальников купит доступ к женщинам, которые любят путешествовать, производитель дорогих машин – к мужчинам, которые любят похвастаться новым смартфоном. Если же у пользователей включается паранойя, ничем интересным с друзьями и миром они не поделятся. Это гораздо более интимные и доверительные отношения, чем, например, у телеканалов со зрителями.

И сейчас «В контакте», как и другие соцсети, будто специально устроена так, чтобы подставить пользователей: по умолчанию альбомы с картинками доступны всем желающим, информация о том, кто репостит картинку или ставит ей лайк, опять же доступна всем.

Есть и проблема с кадрами. Костяк программистов «В контакте» набирал еще Павел Дуров, известный своим категорическим неприятием карательной политики государственной машины. И когда «В контакте» фактически сдает пользователей, команда соцсети бунтует, рассказывали «Ведомостям» источники в холдинге. А хорошие программисты на вес золота, терять их из-за политики себе дороже.

В начале августа Mail.ru Group сделала первое заявление о необходимости отмены уголовного преследования за лайки и репосты. Тогда скептики сочли, что холдинг пытается сохранить лицо и никаких конкретных изменений добиваться не будет. Спустя неделю сама «В контакте» сообщила, что кардинально изменит систему настроек приватности альбомов и репостов, чтобы защитить пользователей. Через день Mail.ru Group рассказала, что обратилась в Государственную думу с просьбой объявить амнистию для пользователей, осужденных за действия в соцсетях, и в Верховный суд с просьбой напомнить нижестоящим судам, что для определения наказания нужно понимать мотив пользователей.

Возможно, «В контакте» действительно готова использовать административный вес акционера Mail.ru Group Алишера Усманова для защиты пользователей. Но чтобы затормозить государственный маховик, даже такого солидного веса не хватит. Кому-то в правительстве и администрации президента тоже должен быть выгоден такой внезапный приступ гуманизма.

Читать ещё
Preloader more