Почему подорожавший iPhone все равно купят

Подорвать веру фанатов Apple в ее исключительность крайне сложно

На российский и мировой рынок выходит очередной самый дорогой iPhone. Флагманский аппарат iPhone Xs Max на домашнем американском рынке (без подключения) будет стоить от $1099 – на $100 больше, чем предыдущий самый дорогой iPhone X. В России выйдет и того дороже: Xs Max с минимальной памятью 64 Гб стоит 96 990 руб., т. е. чуть более $1415 по вчерашнему курсу ЦБ. А за самую дорогую модификацию (512 Гб) Apple просит 127 990 руб., т. е. более $1860. Телефон с таким ценником знаменует появление принципиально нового класса смартфонов – это уже близко к люксовым аппаратам, исчезнувшим с рынка как раз после появления iPhone.

Официально продажи iPhone Xs Max в России начнутся 28 сентября, но перекупщики готовы привезти их нетерпеливым пользователям уже в конце следующей недели (их продажи в США, Канаде и некоторых других странах, в том числе европейских, начнутся 21 сентября). Аппараты с максимальной памятью на Avito уже предлагаются по 250 000–270 000 руб.

Когда Apple выкатывает очередной флагман с суперценником, потрясенная публика восклицает: все, сказочке – т. е. iPhone – конец. Ну нельзя же так дорого! И каждый раз за флагманами Apple выстраиваются очереди.

А когда аврал заканчивается, они довольно неплохо продаются в обычном режиме. Почему это происходит в бедных странах, понятно. Бедные не хотят казаться бедными. Денег на недвижимость, машины или, к примеру, экзотические туры, откуда можно выкладывать фото в Instagram, у них нет, а вот купленный в рассрочку флагманский iPhone – вполне подходящий размерчик.

С небедными и просто богатыми странами все несколько по-другому. Там Apple начала убеждать лояльную аудиторию в том, что она одна такая, еще задолго до появления iPhone. К появлению iPhone эта аудитория пришла уже с пониманием, что Apple – это гламур, мечта и конфетка. И что если другой технике Apple можно найти какую-то альтернативу, то iPhone незаменим. Что отчасти и недолго соответствовало действительности – к моменту, когда iPhone уже разлетались как горячие пирожки, многие конкуренты Apple либо были никем на телефонном рынке, либо их вообще не существовало.

В подсознании многих из тех, кто начал знакомство со смартфонами с iPhone, глубоко укоренилось убеждение, что это продукт для сливок общества. Работающих на Android смартфонов тьма, а iPhone единственный в своем роде, вероятно, считают преданные поклонники Apple. Некоторые из них и не пользовались ничем другим, а потому сравнить iPhone с конкурентами не могут. Да, очевидно, и не хотят.

На самом деле стратегия Apple рискованна. Лояльности фанатов Apple, может, и нет предела, но их платежеспособность все же не бесконечна. В какой-то момент часть этой аудитории может, тяжело вздохнув, перейти, к примеру, на китайские смартфоны – не такие легендарные и пафосные, но с вполне приемлемыми характеристиками. К тому же они существенно дешевле. Но тут ничего не поделаешь – мировой рынок смартфонов больше не растет, а инвесторы как раз ждут от Apple роста. Который в сложившейся ситуации может обеспечить только рост цен. Не случайно сразу после презентации новых iPhone из магазина Apple исчез iPhone X – вместо того чтобы подешеветь: так обычно бывает со старыми моделями, которым на смену приходят новые. Такая же участь постигла iPhone 6s и бюджетный SE. Так что внутренняя конкуренция с новыми и более дорогими продуктами Apple ослабла. Приведут ли такие меры к снижению продаж iPhone? Увидим в ближайшее время. Но может статься, что все выйдет ровно наоборот, эксперименты с ценами могут позитивно сказаться на выручке Apple и вернуть ее смартфону статус элитного продукта, изрядно размывшийся в последнее время благодаря относительно дешевым моделям.-