Экономический конфликт Москвы и Минска на политической почве

Россия не хочет больше доплачивать Белоруссии за нефть и газ без согласия объединяться в союзное государство

Экономический кризис в отношениях Москвы и Минска имеет политическую подоплеку: ультимативные требования России перейти наконец к полноценному функционированию Союзного государства с едиными органами воспринимаются в Минске как угроза национальному суверенитету. Москва, возможно, хотела бы найти в Союзном государстве Белоруссии и России запасной аэродром для Владимира Путина после 2024 г., но Александр Лукашенко едва ли захочет делить свою власть с соседом.

Препирательства между Лукашенко и Путиным за годы их пребывания у власти стали ритуалом, но в конце 2018 г. они вошли в небывало острую фазу. Причиной стали планы российского правительства завершить налоговый маневр в нефтяной сфере, отменив экспортную пошлину на нефть в обмен на повышение НДПИ. Белоруссия, как член ЕАЭС, будет вынуждена также отменить экспортные пошлины, а это важный источник пополнения белорусского бюджета: Лукашенко оценивал потери Минска в $10,5 млрд до 2024 г.

Разговоры о компенсации, шедшие за закрытыми дверями, закончились публичными громкими скандалами: Путин и Лукашенко поругались прямо перед телекамерами, Дмитрий Медведев дал понять, что для экономических преференций нужна более плотная политическая интеграция в рамках Договора о союзе 1999 г., например создание общего эмиссионного центра, суда, Счетной палаты и др. Реакция Минска была предсказуема: белорусский президент увидел в поведении Москвы явную и открытую угрозу – фактически намерение присоединить Белоруссию к России.

Союзному договору уже 19 лет, но все эти годы он находился фактически в анабиозе, шансы на пробуждение сошли на нет после войн в Грузии в 2008 г. и на Украине в 2014–2018 гг. За эти годы отношения с Европой стали лучше, одновременно Лукашенко продолжает называть Россию своим ближайшим партнером. Потеря бюджетных доходов от экспорта нефтепродуктов означает нарастание экономических проблем для Минска, но для Лукашенко это явно предпочтительнее потери политического суверенитета.

Москвой, похоже, сегодня обозначен некий предел уступок, дальше которого она идти не готова, – интеграция же будет воспринята тут как успех, отчасти компенсирующий проблемы внешней политики, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Лукашенко всякий раз оказывался способен переиграть Путина, но сложившаяся ситуация перестала удовлетворять Москву, рассуждает политолог Николай Петров: это попытка или получить максимум за те деньги, что получает Минск, или сократить расходы. Возможность решить проблему нового срока Путина после 2024 г. – как президента Союзного государства – едва ли реалистична, считает он: на пути к этому как гора стоит Лукашенко, и сдвинуть его с этого места невозможно.-