Президент выбирает геополитику

Благосостояние приносится в жертву внешнеполитическим амбициям главы государства

Приближенные Владимира Путина не перестают поддерживать уже приевшиеся его образы, чтобы вызвать у народа чувство гордости за своего владыку, любовь и трепет. Он парит в небесах со стерхами, погружается в глубины (например, за подложенными амфорами), побеждает на татами и на льду. Как самый грозный из людей, он потрясает ракетами – то ли как громовержец молниями, то ли как Хрущев ботинком. Как самый великий из людей, он возвращает России статус великой державы – которую опасаются, ибо не понимают, что власти этой огромной страны выкинут теперь. Как самый мудрый из людей, распутывает все хитросплетения мировой политики.

Но недостаточно этого народу, который, выражаясь языком Довлатова, «ежедневно жрет». Холодильник оказывается важнее ракет, когда пустеет. А пустеет он уже пять лет подряд – с того самого года, когда Путин решил показать себя самым решительным из людей и собирателем земель русских. В прошлом году доходы населения сократились на 0,2% (с учетом выплаты 5000 руб. пенсионерам в январе 2017 г.) – и это в год выборов, когда зарплаты стремительно росли.

А тут еще люди обнаружили, что их обманули. Оказалось, что Путин скрыл существенное обстоятельство своего переизбрания – не предупредил о повышении пенсионного возраста. То ли не думал о таких мелочах, то ли решил, что не путинское это дело – говорить о реформе. Обман серьезно поколебал народное доверие. И теперь в Кремле и правительстве думают, как вернуть любовь к вождю, вновь превратив его в самого доброго из людей. Оказывается, для Путина геополитика «носит вторичное значение», объясняет его пресс-секретарь Дмитрий Песков (его слова по «Интерфаксу»). А первично – «что можно сделать для повышения благосостояния людей». Ну то есть «утром мажет бутерброд» и сразу думает о благосостоянии народа. Получается, что НДС был повышен для людей и цены растут исключительно ради их благосостояния, многочисленные нефискальные платежи и тарифы повышаются тоже ради них. Пенсию работающим пенсионерам не индексируют с этой же целью – без этого «и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!» Уничтожение системы обязательной накопительной пенсии – еще одна мера, имеющая первичное значение для повышения благосостояния. Как и сокращение рынка дешевого жилья из-за 214-го закона. И наконец, «событие принципиального значения», демонстрирующее приоритет благосостояния перед геополитикой, – присоединение Крыма, за которое население дорого заплатило. Как говорится, при такой заботе и вреда не нужно.

Зато Путин умеет раздавать подарки, например повышая МРОТ или пособия. Поэтому, чтобы подтвердить образ самого щедрого из людей, вероятно, в готовящемся послании Федеральному собранию будет не столько зрелище с ракетами, сколько хлеб для народа. На большее – дать не рыбу, а удочку – власти не способны. Создание условий для роста благосостояния означает независимость людей и бизнеса от власти, чтобы можно было свободно развиваться и зарабатывать. А это для режима Путина невозможно в силу внутреннего устройства этого режима.

Только вот, раздавая деньги, Путин усиливает и свою зависимость от этих подарков: когда рука кормящая скудеет, ее могут съесть. К тому же, пока люди ждут от власти подачек, власть сама не способна к развитию. Чтобы компенсировать этот недостаток, окружению Путина еще предстоит поработать над его образами. И поскольку никто не властен над временем, его ждет постепенная миграция от истлевающего образа альфа-самца к образу доброго дедушки Путина.