Статья опубликована в № 4779 от 22.03.2019 под заголовком: Помериться замками

Время корпоративных замков

Помпезные штаб-квартиры госкомпаний и госструктур далеко не всегда нравятся налогоплательщикам

Строительство крупными российскими компаниями своих штаб-квартир – часто помпезных небоскребов – сочетает в себе два разнонаправленных тренда: с одной стороны, декларацию приверженности технологическим и архитектурным новшествам, с другой – средневековое утверждение своей мощи и могущества, воплощенных в XXI в. в стекле и бетоне. Но если к частным компаниям вопросов нет – в конце концов, это их собственные деньги, – то в случае появления таких планов у госкомпаний и госструктур, у граждан есть повод озадачиться их экономической целесообразностью: нередко счет идет на десятки миллиардов.

РЖД прорабатывает вопрос о строительстве «РЖД-сити» в центре Москвы, у Рижского вокзала». Туда должны переехать и сама РЖД, и ее «дочки» – сейчас только в Москве у них более 50 зданий в собственности и аренде. Проект впечатляет и размером (450 000 кв. м), и стоимостью (72 млрд руб., около $1,13 млрд). В компании объясняют целесообразность съезда в единый офис желанием сократить операционные расходы, улучшить внутренние коммуникации, повысить управляемость и эффективность.

Возведение офисов крупных компаний или небоскребов под аренду часто имеет символическое значение: построенная в Нью-Йорке на месте разрушенного террористами Всемирного торгового центра «Башня свободы» (строительство обошлось в $3,9 млрд) олицетворяет волю США к возрождению. Рекордная по высоте (828 м) башня «Бурдж-Халифа» в Дубае ($1,5 млрд) символизировала нефтяное процветание ОАЭ.

В российском обществе, где сильны феодальные пережитки, строительство новейших офисов (реже – реконструкция старых особняков) нередко отражает амбиции собственников и топ-менеджмента, которые пытаются подобно графам и герцогам построить собственные замки, оставив впечатляющий след на земле.

Российские госкомпании имеют противоречивую природу. От качества и цены услуг некоторых из них, в частности РЖД, зависит работа многих предприятий и повседневная жизнь миллионов простых людей — и они вправе опасаться, что амбициозная стройка скажется на цене билетов. Слишком помпезные здания госструктур и госкомпаний могут только раздражать, как это было с региональными дворцами ПФР. К тому же корпоративные замки не всегда оказываются архитектурными шедеврами, хотя и претендуют на оригинальность. Например, «Роскосмос» планирует возвести штаб-квартиру в форме ракеты-носителя. Любопытно, чем ответят путейцы: «Сапсаном» или столыпинским вагоном?

Читать ещё
Preloader more