Черные очки четвертого срока

Нацпроекты не смогли стать для общества гарантией благополучного будущего

Россияне смотрят на жизнь сквозь черные очки, они не понимают, когда они станут жить лучше. Это меткое образное выражение, синоним социального пессимизма, принадлежит гендиректору государственного ВЦИОМа Валерию Федорову. Отсутствие внятных перспектив улучшения жизни находит отражение в падении рейтингов власти, в том числе президента Владимира Путина: поставленные им стратегические задачи развития страны так и не стали для общества источником оптимизма, образом светлого будущего.

Уровень доверия президенту, по данным опросов ВЦИОМа, сейчас на минимуме с 2006 г. (другие социологические службы подтверждают тренд). В мае 2019 г. решение важных государственных вопросов доверили бы Путину 33,1% респондентов, в мае 2018 г. было 47,4% (максимум отмечен в посткрымском мае 2014 г. – 70%). Такое падение – следствие в том числе изменения топа «важных государственных вопросов» у россиян: за пять лет падения уровня жизни внешнюю политику вытеснили вопросы личного благосостояния. Динамика негативная, но еще не критическая: одобряют деятельность президента 65,8% опрошенных – это можно трактовать как отсутствие альтернативы Путину в глазах россиян.

Разворот от внешней политики к внутренней, от геополитических побед к проблемам собственной жизни не смог обеспечить вдохновляющих ориентиров. Идет второй год четвертого срока президента Путина, на основе нового майского указа разворачиваются нацпроекты с впечатляющим бюджетом – 25 трлн руб., но содержание курса политики президента простым людям малопонятно, говорит политолог Евгений Минченко, на фокус-группах практически невозможно найти человека, который бы о них что-то конкретное сказал. Нацпроекты стали фактом бюрократической реальности, но не фактом массового сознания, считает Минченко. И это логично: президент – не только идеолог, но и заказчик и приемщик этих программ.

Негативный тренд на снижение доверия Путину не может не беспокоить руководителей страны – в том числе и потому, что теряющему доверие президенту будет сложнее объяснить обществу, почему после 2024 г. он должен остаться у руля или же передать страну преемнику, который продолжит его дело. Образ будущего и вера в это будущее, в возможность его достижения тоже часть политического наследства. Над ним много работали, но пока он так и не сформирован, констатирует Минченко. I have a dream на русский язык 2019 г. так и не переведено. Стабильность, которой гордились в стране раньше, – дело хорошее, но только не дурная стабильность.

Но в то же время социальный пессимизм – это не обязательно плохо для Кремля. Конечно, власть хотела бы, чтобы ее любили, говорит политолог Михаил Виноградов, но, в принципе, нынешнее положение ее устраивает – для власти разочарование и порождаемая им апатия, возможно, комфортнее, чем новая волна роста политической активности. Ведь черные очки – это символ не только пессимизма, но и дистанцирования, замкнутости в себе.