19 часов и 16 минут в воздухе

Новый рекорд беспосадочных перелетов открывает новую страницу в авиации

Австралийская авиакомпания Qantas на самолете Boeing 787-9 Dreamliner поставила рекорд по времени беспосадочного перелета: лайнер на рейсе из Нью-Йорка в Сидней провел в воздухе 19 часов 16 минут, преодолев расстояние в 16 200 км. Чтобы облегчить самолет и сделать рекорд возможным, на борту помимо 9 членов экипажа было всего 40 пассажиров (хотя самолет вмещает 236 человек), совсем немного багажа и никакого дополнительного груза. Пассажирами исторического рейса были менеджеры Qantas, в том числе гендиректор Алан Джойс, ученые Сиднейского университета, журналисты и несколько постоянных клиентов авиакомпании. Самолет был заправлен топливом под завязку, по приземлении керосина оставалось еще на 70 минут полета. Сейчас самый длинный регулярный рейс – Сингапур – Нью-Йорк Singapore Airlines, он длится 18 часов.

«Это фантастическое достижение как для самолетостроения, так и для авиакомпании, полет свыше 19 часов – это серьезный скачок, несмотря на то что 16–17-часовые перелеты существуют уже много лет», – считает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

На 3 часа раньше спецрейса из Нью-Йорка в Сидней вылетел регулярный рейс Qantas на Airbus 380 с промежуточной посадкой в Лос-Анджелесе, он прибыл в пункт назначения на несколько минут позже спецрейса. Qantas, крупнейшая в Австралии и одна из крупнейших в мире авиакомпаний, славится длинными перелетами, связывающими континент с Америкой, Европой и Азией. Она выполняет единственный беспосадочный перелет между Старым Светом и Австралией – по маршруту Лондон – Перт. И хочет большего: цель запущенного авиакомпанией проекта «Восход» – открыть в 2022–2023 гг. беспосадочные перелеты в Сидней из Нью-Йорка и Лондона.

Конечно, для таких сверхдлинных рейсов авиакомпании придется придумать особую компоновку салона и систему развлечений, считает Рыбак, чтобы перелет могли переносить пассажиры эконом-класса. Для пассажиров бизнес-класса провести столько времени в воздухе не проблема: половину полета они проспят, еще 3–4 часа потратят на еду, остальное время займет система развлечений, рассуждает Рыбак. Но прямые перелеты будут востребованы, считает эксперт, они лучше продаются, стоят дороже и все-таки удобнее.

Qantas еще не решила, на каких самолетах будет выполнять сверхдальние перелеты в проекте «Восход». Выполнивший рекордный перелет Dreamliner для этого не подойдет: все-таки загрузки в 50 пассажиров недостаточно для окупаемости рейса. Для этих целей могут подойти только разрабатываемые модели Boeing 777-8 и Airbus 350-1000ULR. Выход Boeing 777-8 на рынок ожидается в 2022 г., дальность полета должна составить 16 000 км при заполненном пассажирском салоне. Концерн Airbus специально для Qantas рассматривает возможность оснастить существующую модель 350-1000 дополнительными топливными баками, что повысит ее дальнобойность с 14 800 км до Ultra Long. Оба эти лайнера смогут перевозить примерно по 300 пассажиров.

В любом случае в проекте «Восход» Qantas и выбранному ей авиапроизводителю придется решать сложную техническую задачу. Расстояние между Лондоном и Сиднеем составляет примерно 17 000 км, и такой перелет будет длиться уже 20 часов. Не исключено, что в первое время после запуска регулярных перевозок рейсы можно будет выполнять с неполной коммерческой загрузкой. Но до этого предстоят еще несколько тестовых рейсов, в которых авиакомпании вместе с учеными продолжат изучать воздействие сверхдлинного перелета на пассажиров. В ноябре состоится перелет из Лондона в Сидней, сообщает Qantas, так что через месяц нас может ждать новый рекорд.