Как Сергей Шишкарев решил побороться за «Трансконтейнер» и победил

Рынок не ожидал, что «Дело» выиграет аукцион у Романа Абрамовича и Владимира Лисина

«Мы будем бороться за этот актив [«Трансконтейнер»], поскольку видим большие перспективы в организации мультимодальных перевозок с использо­ванием наших терминалов в трех бассейнах [Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном]», – говорил президент и владелец группы «Дело» Сергей Шишкарев в интервью «Ведомостям» в апреле 2019 г.

Он поборолся и победил. 27 ноября структура РЖД продала на аукционе 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» (крупнейший в России оператор контейнерных перевозок) компании, входящей в группу «Дело». Она предложила больше других участников – 60,3 млрд руб. при стартовой цене 36,16 млрд руб. Всего было сделано более 120 шагов, первый шаг аукциона – 141 млн руб., остальные – 200 млн руб.

Транспортно-логистический холдинг «Дело» Шишкарев создал в 1993 г., в 1999 г. он стал депутатом Госдумы, а в 2014 г. вернулся в бизнес и решил поднимать компанию на новый уровень. Через три года «Дело» купило 30,75% ведущего контейнерного стивидорного оператора в России Global Ports. Это уже абсолютно другая лига, но амбиций оказалось больше – Шишкарев решил участвовать в аукционе РЖД на «Трансконтейнер».

Его победа оказалась неожиданной для рынка. «Никто не думал, что он выиграет», – говорит федеральный чиновник. У Шишкарева не было денег для участия в аукционе, его всерьез не воспринимали, отмечает он. На актив было два других солидных претендента: «Енисей капитал» совладельцев Evraz Романа Абрамовича (состояние, по оценке Forbes, $12,4 млрд) и Александра Абрамова ($6,2 млрд) и Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина ($21,3 млрд).

Рынок ждал, что победит «Енисей капитал», так как компания уже владеет 24,74% «Трансконтейнера». К этому и шло: ПГК долго не боролась и первой покинула торги. «Коммерсантъ» со ссылкой на Шишкарева сообщал, что начиная с 38 млрд руб. «Дело» торговалось только с одной компанией. Позже представитель ПГК говорил, что компания считает «конечную цену за актив экономически нецелесообразной, поэтому сошли раньше на торгах».

Лисин осторожен, он не хотел переплачивать и в 2011 г., когда РЖД продавала 75% минус 2 акции ПГК. Главным претендентом считалась компания «Трансойл» Геннадия Тимченко. В итоге актив достался Лисину за 125 млрд руб., причем на аукционе был сделан всего один шаг в 125 млн руб. То, что Тимченко без боя сдал ПГК Лисину, послужило поводом для предположения, что они договорились (сами компании это отрицали).

Итак, Шишкарев обошел Абрамовича и получил контрольный пакет «Трансконтейнера». Шампанское выпито, победа отпразднована. А впереди самое сложное – интегрировать компании, входящие в группу «Дело», пересмотреть стратегию, вернуть затраченные деньги, а они немалые. Кроме собственных средств «Дела» 36,5 млрд руб. (до 22 февраля 2022 г.) на сделку ему выделит Сбербанк. Еще 60 млрд руб. могут потребоваться на выкуп долей остальных акционеров «Трансконтейнера», если они вдруг согласятся на оферту. Впрочем, в случае ВТБ (у банка 24,8%) Шишкарев рассчитывает, что этого не произойдет.

«Присутствие в трех бассейнах и мажоритарная доля ведущего российского оператора контейнерных перевозок позволят группе «Дело» стать национальным логистическим транспортным интегратором», – приводятся его слова в сообщении. Шишкарев пошел на большой риск. Но стоит ли игра свеч? Сейчас контейнерные перевозки ежегодно растут на 15–20%. Впечатляет! Но рынок переменчив, а для Шишкарева борьба только начинается.