Чему учит пример Шиеса

Коалиция против мусора может обрести политические черты

Упрямство властей Архангельской области по поводу строительства мусорного полигона в Шиесе породило горизонтальное протестное движение, которое не только сумело добиться полной отмены стройки, но может теперь выбрать и своего губернатора.

9 июня правительство Архангельской области исключило мусорный полигон «Шиес» из списка приоритетных инвестпроектов региона. Таким образом оно в одностороннем порядке – выполняя «плановую работу» по закрытию проекта – расторгло соглашение о сопровождении инвестпроекта, заключенное в мае 2019 г. с подконтрольным мэрии Москвы ООО «Технопарк», которое полигон строит.

С юридической точки зрения решение носит формальный характер. Лишение статуса приоритетного не мешает исполнению проекта и ООО «Технопарк» почти ничего не теряет, считает архангельский юрист Александр Козенков, защищающий интересы противников полигона – администрации Урдомы.

Реальными шагами по прекращению проекта «Шиес», считает Козенков, будет расторжение договора аренды между РЖД и «Технопарком», изменение генплана муниципального образования Урдомское и исключение оттуда мусорного полигона на Шиесе, а также вступление в законную силу и исполнение решения Арбитражного суда Архангельской области о признании построек «Технопарка» на Шиесе самовольными. Пока этого не произошло, с высокой степенью вероятности мы можем говорить, что проект планируют лишь законсервировать, чтобы возобновить в любой удобный момент, считает Козенков.

Решение областных властей исключить проект из приоритетных – не капитуляция, но еще одно отступление в длящемся почти два года противостоянии вокруг мусорного полигона. За это время вектор действий властей и характер их заявлений поменялся кардинально, хотя в это мало кто с самого начала верил.

История конфликта началась в августе 2018 г., когда по линии РЖД была отправлена телеграмма, в которой говорилось, что на станцию Шиес организуется регулярный маршрут составов с коммунальными отходами из Москвы. Как оказалось, чиновники мэрии Москвы хотели организовать на станции Шиес незарегистрированную свалку для строительного мусора от реновации. Когда информация вышла в публичное поле, появилось объяснение, что все затевается для экотехнопарка «Шиес», на который власти начинают оформлять документы.

Весь дальнейший ход событий в течение двух лет разворачивается именно в логике сокрытия властями первоначального замысла. Когда инвестпроект мусорного полигона принимался, власти Архангельской области и Москвы выступали за него. Их упрямство натолкнулось на упорство местных жителей, мнением которых власти настойчиво и демонстративно пренебрегали, что только обостряло ситуацию.

Находившийся тогда на посту губернатор Игорь Орлов всячески демонстрировал уверенность в своей правоте, назвал протестующих против полигона «шелупонью» и добавил, что ему «плевать» на рейтинги и голосования. На активистов на станции Шиес наезжали бульдозерами, их избивали, штрафовали. Уровень недовольства планами строительства полигона, работой Орлова был близок к 100%, а конфликт перешел в политическую плоскость.

Орлов в начале апреля досрочно ушел в отставку. Гражданское общество одержало промежуточную победу. Назначенный Кремлем вместо Орлова исполняющий обязанности губернатора Александр Цыбульский вроде бы учел уроки предшественника. Он сразу заявил, что против строительства полигона на Шиесе, поскольку тот несет угрозу здоровью граждан и экологии соседних территорий. Теперь он формально подтвердил свои намерения. Тем самым новый губернатор предпочел не идти на обнуление рейтинга – по крайней мере, до губернаторских выборов в сентябре 2020 г. ему придется считаться с общественными настроениями.

Если он победит на выборах, то судьба полигона может измениться. С высокой степенью вероятности мы можем говорить, что проект свалки планируют лишь законсервировать, чтобы возобновить в любой удобный момент, считает Козенков. Однако системное игнорирование мнения местных жителей привело к интересным последствиям, которые могут спутать Кремлю планы.

Борьба с планами властей открыть свалку в Шиесе привела к возникновению межрегиональной экологической коалиции «Стоп Шиес», в которую вошли 36 движений из Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми. Это не только уже существовавшие движения, как, например, «Экологи Коми», но и совершенно новые, созданные снизу неформальные объединения людей, отмечает архангельский социолог Ольга Руссова, и их большинство. Они сами объединились, проводят съезды – во время эпидемии COVID-19 в онлайне.

Эта коалиция, существующая вне политической системы, решила, что нужно выдвигать своего губернатора – его участники провели конкурс и выбрали единого кандидата: северодвинского риэлтора Олега Мандрыкина, которого теперь продвигают.

Чиновники, выступавшие за полигон, зародив своими действиями горизонтальное протестное движение, ушли. А протест перерос в политическое движение, которое имеет большую электоральную силу, считает Руссова. Мобилизация такова, что сегодня эта коалиция может вывести на выборы в губернаторы Архангельской области 150 000–200 000 избирателей, говорит координатор Комитета гражданских инициатив в Архангельской области Андрей Чураков. Это много: на губернаторских выборах в 2015 г. Орлов победил с 110 000 голосами избирателей. Сможет ли Цыбульский мобилизовать столько же – сомнительно. Новый назначенец Кремля уже наступил на грабли своего предшественника, подписав меморандум о слиянии Архангельской области и Ненецкого автономного округа, в котором подавляющее большинство жителей категорически против этого. С их мнением тоже придется научиться считаться.