Детское лицо цифровизации

Общественного запроса нет, а видеонаблюдение есть

В Америке приостанавливают внедрение технологии распознавания лиц, – а в России ее вводят во всех школах. Разница в том, что там это ответ на запрос общества, у нас – на запрос государства и приближенных к нему предпринимателей.

Национальный центр информатизации (входит в госкорпорацию «Ростех») поставил в 1608 школ 12 регионов камеры наблюдения с функцией распознавания лиц более чем на 2 млрд руб., выяснили «Ведомости». Заказчиком выступили региональные департаменты образования. К 2024 г. поставщик планирует развернуть систему во всех более чем 43 000 российских школах.

К разработке системы видеонаблюдения в школах привлечены лучшие инновационные силы страны – из госкорпораций. За разработку для закупки отвечала «Элвис-неотек» (портфельная компания «Роснано»), за модуль распознавания лиц – компания NtechLab (входит в госкорпорацию «Ростех»). Для них это хорошая возможность заявить о себе и получить госфинансирование, которое обещает быть щедрым: на периметр школы нужно 20 камер, это стоит 200 000 руб.

Пояснения разработчиков и госкорпораций, зачем нужны такие бюджетные траты, можно свести к трем аргументам:

- установка систем слежения в образовательных учреждениях предусмотрена национальной программой «Цифровая экономика»; 

- с помощью системы можно моментально реагировать на появление в школах нежелательных и незнакомых лиц;

- камеры расширяют возможности дистанционного обучения, важность которого трудно недооценить после опыта пандемии.

Все три объяснения выглядят убедительно, а значит, позволяют получить госфинансирование, их адресат – те, кто распределяет государственные финансы. Правда, ссылка на дистанционное обучение – скорее дань актуальной теме, не более: учителя и школьники в большинстве своем все-таки не приняли идею дистанционного образования. Не потому, что связь или программное обеспечение плохие: видеоконференциям не способствуют стесненные жилищные условия, на учебе и преподавании не сосредоточишься, да и социализация – чем, среди прочего, ценна школа, – не происходит.

Идея знать всякого школьника в лицо, контролировать его и докладывать о нем родителям (конечно, после того как родители подпишутся под разрешением на это, но как отказаться?) ставит безопасность выше качества жизни. Цифровизация в государственном представлении вообще получается важней граждан – чего стоит одно только приложение «Социальный мониторинг»! Происходит очередная мобилизация (в обоих смыслах слова) в неких общенациональных целях, но без правовых институтов, без открытости процедур, без общественного контроля. Государству надо видеть все, управлять всем – недаром же школьные камеры подключены к платформе, которую разработчики назвали Orwell («Оруэлл»).

Национальный центр информатизации, правда, после выхода статьи в «Ведомостях» поспешил заявить, что школьные технологии видеонаблюдения не предполагают распознавания лиц, но две другие компании, участвующие в проекте, не стали возражать против того, что технологии такие в системе есть.

Во всем мире развитие цифрового государства во многом связано с повышением транспарентности, это неотъемлемая часть процесса. Пандемический кризис и беспорядки в Америке при президенте Трампе привели к тому, что Microsoft – вслед за Amazon и IBM – временно отказалась продавать полиции США технологию распознавания лиц. В IBM считают, что ее могут использовать для нарушения прав человека. В Amazon ждут от конгресса создания новых правил в этой сфере. Axon, крупнейший производитель полицейских нательных камер в США, также объявила, что не будет добавлять в них функцию распознавания лиц. «Мы думаем, что сейчас не следует монетизировать эту технологию до тех пор, пока не будут решены этические вопросы», – приводит Forbes слова гендиректора Axon Рика Смита.

Беспорядки в Москве из-за нарушений на выборах в 2019 г. вызвали большое желание правоохранителей устроить четкое наблюдение за гражданами. В эпидемические времена желание это, по понятным причинам, усилилось – но московскую систему цифровых пропусков правительству распространить на 21 регион не удалось. Против школьного видеонаблюдения возражений нет. Выходит любопытно: общественного запроса не было слышно, а программа принята и выполнена. Государство лучше знает, что нужно гражданам и как загрузить заказами окологосударственный бизнес.