Предприниматели готовятся к дальнейшим сокращениям

Скорого восстановления спроса в сфере услуг они не ждут

Сфера услуг в России не менее чем с 20 млн занятых сильнее других пострадала от кризиса. И восстановления ее, вероятно, не будет как минимум до 2022 г., пока не появится общепризнанная вакцина.

Деловой климат в сфере услуг в России в первом полугодии 2020 г. беспрецедентно ухудшился, следует из обзора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, основанного на опросах Росстатом руководителей более 6000 организаций, оказывающих различные виды платных услуг. В I квартале она была в «позитивной стагнации», во II квартале коронавирусная атака привела к самой глубокой за 8,5 года наблюдений отраслевой рецессии. По 63% предпринимателей констатировали: сокращение спроса; снижение объема оказанных услуг; сокращение прибыли (кварталом ранее – 25, 26 и 28% соответственно). О снижении численности работников сообщили 23% (кварталом ранее – 13%).

Сфере услуг досталось от кризиса больше остальных секторов экономики, снятие карантинных мер привело к ее оживлению. Но предприниматели, как свидетельствует опрос, не рассчитывают на скорое восстановление спроса и готовятся сокращать объем услуг и численность сотрудников. Возможно, пессимистичные оценки – следствие перенесенного удара. Но, похоже, они отражение новой реальности.

Скорее всего, COVID-19 с нами надолго. Как минимум до появления эталонной общепризнанной в мире и одобренной ВОЗ вакцины, что произойдет не раньше начала 2022 г., рассуждает директор ЦКИ Георгий Остапкович. Это продолжит менять модели потребления, многие перейдут на сберегательную – вне зависимости от уровня дохода. Люди, не понимая, что будет дальше, начинают формировать свои резервы и бюджетные правила, ограничивать контактные виды экономической деятельности – до всеобщей вакцинации.

Власти у нас до сих пор исходили, похоже, из того, что COVID-19 скоро отступит и все вернется на круги своя. Но V-образное восстановление – это, скорее всего, фантазия, цитирует Econs.online Джозефа Стиглица, одного из самых влиятельных экономистов мира. В экономике с COVID-19 в России хуже всего придется сфере услуг, которая в ближайшие 1–2 года продолжит падать, считает Остапкович. И восстанавливаться она будет медленнее остальных. В сфере услуг – порядка 20 млн из 72 млн занятых в российской экономике, многим из них сложно найти замещающие профессии. Если COVID-19 надолго, то властям нужно помогать не сфере услуг, а тем, кто лишился возможности зарабатывать, считает Александра Суслина из Экспертной экономической группы. Нужны также здравоохранение, быстро восстанавливающее человеческий ресурс, и система профилактики COVID-19, которой нет. Но для начала нужно признать угрозу, ее реальность и масштаб.