Последний ельцинский губернатор

Очевидного преемника у Евгения Савченко нет и быть не может

Подавший в отставку 17 сентября белгородский губернатор Евгений Савченко с его почти 27-летним сроком правления оказался рекордсменом в нынешнем губернаторском корпусе, последним губернатором ельцинской эпохи.

Он был назначен президентом в 1993 г. в качестве своеобразного усмирителя электорального «красного пояса». Белгородская область отличалась высокой поддержкой КПРФ и советским консерватизмом своей элиты. Ельцин уволил главу здешней администрации Виктора Берестового, не поддержавшего президента во время осеннего кризиса 1993 г. На его место и пришел выходец из белгородской номенклатуры Савченко, работавший в федеральном Минсельхозе. На этом этапе его вполне можно было назвать молодым хозяйственником и управленцем с федеральными связями.

Савченко не удалось свести популярность коммунистов к нулю, но успехом стало достижение общественно-политической стабильности, которой завидуют многие регионы. Особенно важно это для территории на неспокойной ныне границе с Украиной.

Путь к стабильности был тернистым. В 90-х и начале нулевых регион сотрясали скандалы. Наиболее известным был конфликт с Жириновским, который неожиданно выдвинулся на пост губернатора в 1999 г. Но Савченко справился, лидер ЛДПР занял на выборах только третье место – вслед за КПРФ. Большой резонанс имел конфликт Савченко с Еленой Батуриной («Интеко» Батуриной отказывалась в 2005 г. передать областным властям землю для строительства железной дороги к Яковлевскому руднику). Не сразу, постепенно губернатору удалось урегулировать конфликты, связанные с ключевыми вопросами региональной экономики, – земельными ресурсами и добычей железной руды.

Если говорить про фундаментальный раскол региона на две части – сельскую и «железорудную», то Савченко, как аграрий по происхождению, всегда опирался на село. Он проводил эффективную политику по реформированию агрокомплекса, результатом которой стало появление в регионе агрохолдингов. В частности, одним из главных игроков в белгородском АПК стала известная группа «Русагро», а ее владелец Вадим Мошкович некоторое время был сенатором от Белгородской области, подчеркивая свой альянс с Савченко.

Главные сложности для Савченко были связаны с металлургическим комплексом, который имеет ключевое значение для экономики Белгородской области. В конечном итоге собственником Лебединского ГОКа и Оскольского электрометаллургического комбината стал «Металлоинвест» Алишера Усманова, а его партнер по бизнесу Андрей Скоч много лет избирается депутатом Госдумы от Белгородской области, играя заметную роль в местной политике. Губернатору удалось избежать проблем в отношениях с этой влиятельной группой, но он не мог не считаться с ее интересами. Можно сказать, что стороны заключили пакт о ненападении, но его оборотной стороной оказался сравнительно слабый контроль Савченко над металлургическими центрами – Старым Осколом и Губкиным. Там же Савченко имел самую низкую популярность, а на губернаторских выборах 2017 г. даже проиграл Старый Оскол кандидату КПРФ Станиславу Панову.

Что касается идеологии, то, решив проблемы с влиятельными в регионе игроками, умеренный ельцинский реформатор Савченко перешел к построению консервативного режима, стремясь соответствовать и особенностям местной культуры, и федеральным трендам и в чем-то их сильно опережая. Были выстроены тесные отношения, практически симфония с РПЦ: это обернулось и попыткой сделать обязательным изучение основ православной культуры в школе. Область не раз попадала в информационные сводки в связи с решениями о запрете тех или иных мероприятий, нарушавших, по мнению властей, традиционные ценности.

Савченко заслужил справедливую репутацию одного из самых эффективных российских губернаторов. Его формула – это грамотная бюджетная политика в социальной сфере, ЖКХ, дорожном хозяйстве и стабильная общественно-политическая ситуация. Но Савченко так и не смог конвертировать свой авторитет в карьеру на федеральном уровне. Ему не раз прочили пост министра сельского хозяйства, но влияния ему не хватило: он так и остался в роли очень уважаемого регионального лидера, не имеющего каких-либо иных перспектив.

Избравшись в 2017 г. на очередной пятилетний срок, Савченко должен был покинуть свой пост в 2022-м, но решился на отставку раньше – когда исполнилось 70 лет. Интересно, что отставке предшествовали выборы, где «Единая Россия» с Савченко во главе списка показала прекрасный результат.

Очевидного преемника у Савченко нет, да и быть не может. Сейчас начался торг об условиях его ухода, где одной из интриг оказалось назначение варяга и бывшего главы Российского экологического оператора Дениса Буцаева его первым заместителем с перспективой стать главой региона. Но варяг не сможет удержать ситуацию под контролем, что прекрасно понимает и Савченко. Белгородскую область ждет осложнение политической ситуации, а вот до какой степени – это зависит от финального решения по его преемнику.