Трампизм выборы не проиграл

Новая коалиция вокруг популизма и экономического национализма

Результаты выборов в США всем известны, однако каждый из двух главных участников гонки по-прежнему считает победителем себя. Дональд Трамп прямо обвинил демократов в фальсификациях. «Произошли плохие вещи, которые нашим наблюдателям не разрешили увидеть», – написал он в Twitter. Почти все ключевые СМИ признали победителем Джо Байдена, но республиканцы не сдаются. Они оспорили итоги подсчета в Пенсильвании, Джорджии и Мичигане, а также требуют пересчета голосов в Висконсине. Штаб Трампа надеется, что спорный вопрос будет решаться в Верховном суде, в котором с недавних пор доминируют консерваторы. Если результаты выборов будут оспорены, республиканские легислатуры таких штатов, как Мичиган, смогут выдвинуть собственных выборщиков.

Достижения демократической партии выглядят слабо. Она не смогла добиться успеха на выборах в сенат и потеряла места в палате представителей. Ставка демократов на расу и гендер не сработала. Трамп нарастил свои результаты среди афроамериканцев, латиноамериканцев и женщин. Единственной расовой группой, в которой поддержка действующего президента снизилась, стали белые.

Электоральная статистика показывает, что самым значительным приобретением демократов стали люди со средними доходами. В этой группе Байден получил на 14 млн голосов больше, чем Хиллари Клинтон в 2016 г. За него голосовали те, чьи доходы упали из-за кризиса. Но среди самых бедных и самых богатых американцев Трамп даже укрепил свои позиции. Это означает, что трампизм – не случайное, а устойчивое явление.

Его суть описал Стивен Бэннон, главный стратег и идеолог Трампа в 2016–2017 гг.: «Мы видим новую коалицию вокруг популизма и экономического национализма, в которой участвуют рабочий и средний классы, чтобы остановить неолиберальную и неоконсервативную политику Байдена и Клинтон». Вопрос в том, что эта коалиция может противопоставить своим оппонентам, если ставка на суды не сработает. В ситуации пата приходится прибегать к решениям, которые прежде были под запретом. Есть всего два варианта: либо исход схватки решат институты непубличной власти – СМИ, армия, спецслужбы, либо прямое давление улицы. СМИ и спецслужбы не на стороне Трампа. Остается улица.

Если Байден делает акцент на умиротворении как «президент всех американцев» и обещает «снизить градус» противостояния, то многие сторонники Трампа готовятся к мобилизации. Кампания с целью «остановить воровство голосов» набирает обороты. Некоторые активисты участвуют в таких акциях с оружием в руках. Но сам президент пока не зовет их к решительным действиям. Его колебания понятны: удержав власть с помощью улицы, ему пришлось бы пойти на уступки толпе. А это заставит отказаться, например, от снижения налогов для богатых, что расколет коалицию Трампа.

Поражение Трампа будет означать, что только популизма и экономического национализма мало, нужна более сплоченная и решительная коалиция. Соберет ли ее сам Трамп или сдастся, пока не ясно, но «тендер» уже объявлен.