Бизнес-модели ставятся на пересмотр

Какие отрасли и сегменты коронакризис поменяет сильнее всего
Максим Стулов / Ведомости

Динамика COVID-19 ежедневно ставит рекорды, но некоторые предварительные последствия коронакризиса уже просматриваются. Вот к каким выводам можно прийти по результатам изучения отраслевых обзоров ведущих международных консалтинговых компаний (McKinsey, BCG, Deloitte, PwC, EY, KPMG) и мнений топ-менеджеров крупнейших российских предприятий в ходе экспертных опросов, в которых я сейчас участвую.

Во-первых, это снижение потребления всех видов энергетических ресурсов. Сокращение поездок на автомобилях, авиарейсов, потребления электричества и тепла в ресторанах и офисах, долгосрочные климатические изменения – в разных странах запущено множество механизмов, бросающих вызов компаниям ТЭКа. Скорее всего, предприятиям сектора придется работать над корректировкой бизнес-модели, что может, кстати, способствовать и росту клиентоориентированности отрасли. Во-вторых, трансформация индустрии пассажирских перевозок, туризма и гостеприимства. Угроза массовых банкротств здесь будет сохраняться достаточно долго, и следует ожидать ухода с рынка многих игроков, включая крупные бренды. Здесь также многие бизнес-модели, даже модели успешных авиадискаунтеров, подвергнутся проверке на прочность. В-третьих, испытанию продолжат подвергаться некоторые сегменты машиностроения. Ожидается, что глобальное автомобилестроение в 2020 г. потеряет до 30% выручки и до $100 млрд прибыли. Авиакомпании вряд ли станут в ближайшее время подтверждать новые заказы на самолеты – им бы обслужить уже заключенные лизинговые контракты. В октябре сообщалось, что «Уралвагонзавод» не нашел покупателей на вагоны на 2021 г. Компаниям отрасли с очень долгим инвестиционным циклом придется пересматривать свои стратегии.

Одним из главных проигравших в битве с вирусом оказался малый и средний бизнес. Недавнее исследование McKinsey, проведенное среди руководителей 2200 малых и средних компаний ведущих стран ЕС, показывает, что потери несет подавляющее большинство фирм. Подобное исследование в России наверняка показало бы сходные результаты.

При этом в будущее бизнес смотрит в целом с оптимизмом. Другой опрос McKinsey, опубликованный в ноябре 2020 г., демонстрирует, что осенние ожидания стали гораздо позитивнее по сравнению с весной. Рынок ждет хороших новостей отовсюду – с избирательных участков в США, из лабораторий разработчиков вакцин – и готов на них бурно реагировать. Небывалый рост в ряде отраслей – информационных технологиях, интернет-коммерции, онлайн-образовании – поддерживает этот оптимизм. Российский же бизнес устал от ограничений и рвется на свободу. Многие руководители ухудшили отношение к удаленным технологиям и перспективам гибридных офисов и в частных беседах признаются, что с нетерпением ждут возможности вернуть всех в офисы.