Отпуск по-российски

Пока границы закрыты, люди путешествуют по стране – этим шансом надо воспользоваться в полной мере

Закрытые границы оказались на руку российским курортам. Но чтобы нынешний «золотой» сезон не оказался последним, нужно думать не только о сиюминутной выгоде, но и о долгосрочном развитии внутреннего туризма. И сейчас для этого самый удачный момент.

Временное закрытие Турции, самого популярного среди россиян туристического направления, вынудило многих наших сограждан переключиться на российские курорты. В результате цены на отдых внутри страны существенно выросли – в самых престижных объектах размещения на 30–50% или даже больше. Но даже после возобновления полетов в Турцию владельцы черноморских отелей, кафе и ресторанов неплохо заработают и отчасти компенсируют убытки прошлого года. Со временем, когда у людей появится выбор, многие снова предпочтут отдыхать за рубежом. Но сегодня сложилась уникальная ситуация, поэтому важно не утратить этот импульс и активно поддержать внутренний туризм.

Государство еще в прошлом году в рамках готовящегося нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» сформулировало основные направления для развития – создание качественных туристических продуктов по всей стране и для всех слоев населения, повышение доступности и узнаваемости турпродуктов, а также совершенствование государственного управления в сфере туризма. Успешная реализация этого проекта может к 2030 г. увеличить число внутренних туристических поездок с 65 млн до 140 млн в год, а экспорт туристических услуг достигнет почти $22 млрд. В целом доля туристической отрасли в ВВП страны возрастет в 3 раза до 10 трлн руб.

Самое важное и самое сложное в создании качественного турпродукта – развитие инфраструктуры. Это, как правило, долгосрочные инвестиции (скажем, постройка отеля занимает как минимум 3–4 года), к тому же в России короткий туристический сезон. Нужно замотивировать крупных частных инвесторов (возможно, предоставить им льготное кредитование) и сконцентрироваться на самых важных проектах, которые дадут оптимальную отдачу. Еще одна проблема – сфокусироваться и выбрать, куда вложить деньги, поскольку размеры инвестиций ограничены, на всю огромную страну средств не хватит.

Курорты Краснодарского края и Крыма всегда пользовались популярностью, а во время пандемии они загружены максимально. Кроме юга россиянам хотелось бы отдыхать возле своих городов, они также выбирают популярные туристические маршруты (Санкт-Петербург, Золотое кольцо и др.). Хорошую отдачу в плане привлечения гостей может принести обустройство городских центров в столицах краев и областей, малых городах России. Имеет смысл создавать локальные круглогодичные туристические «магниты» (этнопарки, тематические парки развлечений и проч.). Необходимый элемент – обновление текущего номерного фонда в гостиницах и открытие новых отелей, строительство и реновация существующих санаториев. Важна также поддержка малого бизнеса, потому что вокруг крупных инфраструктурных объектов выстраивается экосистема – развлекательные центры, детские парки, рестораны и т. д.

Туристическая отрасль России должна отвечать мировым стандартам с точки зрения законодательства и качества услуг. Здесь нужно изучить, где мы уступаем международным бенчмаркам, как можно улучшить ситуацию. Закон «Об основах туристкой деятельности в РФ» был принят в 1996 г., и сегодня он уже устарел. В частности, недостаточно проработаны регулирование туроператорской и турагентской деятельности, защита туристов и т. д. Необходимо увязать туристическое законодательство со смежными областями, учесть интересы всех стейкхолдеров.

Повышение доступности подразумевает прямую поддержку (субсидирование) туроператоров и туристов. Один из вариантов – программа кэшбэка за покупку туров в России, когда туристам возвращают 20% от стоимости туров по стране длительностью не менее двух ночей. Недавно президент Владимир Путин продлил эту программу как минимум до конца 2021 г. Важно также повышать транспортную доступность, с которой связаны основные расходы путешественников по стране. Пользователям нужны удобные цифровые платформы, чтобы бронировать отдых, оформлять визы и т. д. Наконец, не стоит забывать про маркетинг – продвижение и развитие локальных брендов, улучшение имиджа страны, в том числе за рубежом.

В России уже есть хорошие примеры проектной деятельности, когда мы сумели серьезно продвинуть внутренний туризм и привлечь большое количество иностранных гостей. Во-первых, зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 г. – люди, которые ездят в регион регулярно, отмечают, что качество отдыха сильно улучшилось, появились варианты на любой кошелек. Во-вторых, чемпионат мира по футболу 2018 г. – это событие подтолкнуло развитие городов-участников, улучшило транспортную инфраструктуру, привело к созданию дополнительных удобств для туристов.

Сейчас мы наблюдаем еще один фактор, глобальный – пандемия COVID-19. Пока границы закрыты, люди волей-неволей путешествуют по стране и открывают для себя новые варианты для отдыха. Наверняка кто-то из них захочет вернуться. И этим шансом надо воспользоваться в полной мере.