Почему наших дипломатов опять высылают из Америки

Дипломатический скандал в США нацелен на торпедирование женевских договоренностей

Новая высылка свыше двух десятков российских дипломатов из Вашингтона не означает срыва договоренностей женевского саммита Владимира Путина и Джозефа Байдена. Но этот жест демонстрирует всю сложность работы, направленной на то, чтобы остановить деградацию российско-американских отношений. Помимо очевидных противоречий по Украине, помимо предполагаемого вмешательства в выборы, киберугроз и других тем, между Россией и США существует еще одно важнейшее различие – статусное. Россия требует равенства – США настаивают на своей исключительности. В конфликте вокруг диппредставительств проявляет себя именно это противоречие. А оно по самой своей природе столь же насыщено эмоциями, сколь и трудноразрешимо.

Едва ли не половина недавнего интервью посла России в США Анатолия Антонова была посвящена препятствиям, которые чинят американские власти российским дипломатам. Выяснилось, что в посольство РФ передан список 24 дипломатов, которые должны покинуть страну в срок до 3 сентября. Ранее американская сторона ограничила срок командировки российских дипломатов тремя годами, и, по-видимому, уехать должны именно те, для кого этот срок истекает. Заменить их затруднительно, потому что Вашингтон затягивает как предоставление виз для новых сотрудников посольства, так и продление виз для сотрудников действующих.

Отзываются визы у членов семей дипломатов. Нет никаких сдвигов к лучшему и в вопросе о российских генконсульствах в Сан-Франциско и Сиэтле, которые были закрыты в 2017 и 2018 гг. Американские власти не допускают в здания даже ремонтников.

Посольство практически изолировано в информационном плане. В том числе это демонстрирует издание, которое опубликовало интервью Антонова, – The National Interest, журнал влиятельный, но не первого ряда. В нем же год назад была опубликована статья Владимира Путина о Второй мировой войне. Похоже, крупнейшие американские издания сторонятся России. Антонов говорит, что американские визави и в администрации, и в конгрессе либо отвечают отказом на предложения российских дипломатов о встрече, либо просто игнорируют обращения.

Представитель госдепартамента Нед Прайс на своей пресс-конференции отверг предположение, что США таким образом мстят России за недавно вступивший в действие запрет американскому посольству нанимать на работу российских граждан. Однако его выступление не оставляет больших сомнений, что это именно месть. Услышав вопрос об интервью Антонова, Прайс назвал слова посла некорректными и сразу же перешел к комментариям запрета найма россиян, сославшись на недавнее заявление госсекретаря на ту же тему.

В Женеве Владимир Путин и Джозеф Байден договорились восстановить нормальную работу диппредставительств. Но реализовать эту договоренность пока не получается.

Означает ли это провал женевских договоренностей? Пока нет.

Во-первых, есть движение на других направлениях: обе стороны, насколько можно судить, довольны стартом консультаций по стратегической стабильности. Во-вторых, само интервью Антонова – это шаг по разрешению проблемы с диппредставительствами. Благодаря этому интервью тема вошла в публичную политическую повестку и тем самым гарантированно была донесена до Байдена, который теперь волен решать, будут ли США исполнять решения женевского саммита. Да и медийная изоляция российского посольства отчасти преодолена, поскольку посла процитировали крупнейшие американские издания. Это был способ донести свою озабоченность, не продолжая (пока?) цепочку ответных мер.

Если Соединенные Штаты, конечно, в силах остановиться. Из всех намеченных в Женеве планов решение восстановить нормальную работу диппредставительств казалось самым очевидным и простым, но теперь именно оно рискует превратиться в камень преткновения. И дело не только в бюрократической инерции американской дипломатической машины или возможной оппозиции курсу на установление предсказуемых отношений между Вашингтоном и Москвой.

Дело еще и в том, как США видят свое место в мире.

Дипломатическая война началась четыре с половиной года назад – в декабре 2016 г. Барак Обама выслал 36 российских дипломатов и отобрал принадлежащую посольству недвижимость, «наказывая» таким образом Россию за предполагаемое вмешательство в американские выборы.

Каждый свой новый шаг на этом пути американцы считают, по всей видимости искренне, чем-то вроде «справедливого наказания» для нарушающей «правила» Москвы. В американской картине мира Россия должна просто принять это наказание и смириться с ним.

Если же Россия бьет в ответ, то тем самым она подвергает сомнению само право американцев наказывать. Но это право – признак американской исключительности, и потому технические вопросы о найме местного персонала и о выдаче виз становятся для Вашингтона принципиальными.